Правительство РФ приняло ряд решений по поддержке отечественного авиастроения, серийного производства и сборки воздушных судов, а также развития рынка малой авиации.
Постановления №1304 от 27 октября 2017 г и №1309 от 28 октября 2017 г были опубликованы на сайте правительства 2 ноября 2017 г.
Постановления внесены Минтрансом РФ.
Документы предусматривают выделение бюджетных инвестиций для российских авиастроительных предприятий.
В федеральном бюджете на 2017 г Минтрансу РФ предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 5,3 млрд руб в качестве взноса в уставный капитал Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), за счет которых планируется пополнить парк воздушных судов российских авиакомпаний.
Приобретенные на выделенные средства самолеты и вертолеты планируется в дальнейшем передавать авиакомпаниям по договорам лизинга, аренды.
Постановление №1304 предусматривает выделение ГТЛК бюджетных инвестиций в размере 1 млрд руб для софинансирования приобретения 5 самолетов Л-410.
Бюджетные средства будут направлены в счет оплаты дополнительно размещаемых акций ГТЛК по номинальной стоимости в количестве 100 тыс шт.
Планируется также привлечение внебюджетных средств на закупку самолетов Л-410 в размере 1 млрд руб.
Постановлением №1309 принято решение предоставить ГТЛК бюджетные инвестиции за счет ассигнований федерального бюджета в размере 4,3 млрд руб для софинансирования приобретения 31 вертолета, в т.ч 19 вертолетов Ми-8 и 12 вертолетов Ансат.
Эти средства будут направлены в счет оплаты дополнительно размещаемых акций ГТЛК по номинальной стоимости в количестве 430 тыс шт.
Планируется также привлечение внебюджетных средств на закупку вертолётной техники в размере 5,734 млрд руб.
Предоставление бюджетных инвестиций будет способствовать загрузке производства и сохранению рабочих мест на Уральском заводе гражданской авиации, производящем самолеты Л-410, и на предприятиях Вертолетов России, участвующих в производстве вертолетов Ми-8 и Ансат.
Если смотреть глобальнее, то эти решения обеспечат поддержку отечественного авиастроения и развитие рынка малой авиации.
Малая авиация жизненно необходима, в 1ю очередь для развития Арктической зоны РФ.
Развитие региональных авиалиний и малой авиации является альтернативой дорогому строительству железнодорожных веток и автомобильных дорог.
В условиях низкой плотности населения и отсутствия развитой транспортной инфраструктуры - это единственный способ обеспечения транспортной доступности.
Малая авиация особенно важна с учетом взятого Россией курса на освоение Арктики и ее нефтегазовых месторождении.
В летнее время вертолет - единственная возможность добраться до удаленных и автономных месторождений.
Напомним, что в июне 2016 г правительством РФ были утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским производителям авиационной техники для реализации проекта производства техники для малой авиации.
Летом 2017 г, выступая на открытии авиасалона МАКС-2017, президент РФ В. Путин призвал российские нефтегазового компании больше использовать отечественное оборудование и сервис, а высокотехнологичным компаниям авиапрома продолжить тенденцию выпуска оборудования для нефтянки.
Впрочем, нефтедобывающие компании на севере и так пользуются отечественными вертолетами, так что речь скорее всего будет идти об обновлении парка и замене небольшого количества импортных вертолетов.