Премьер-министр РФ Д. Медведев 21 ноября 2017 г в г Ханты- Мансийске провел совещание с представителями нефтегазовых компаний РФ, с докладом на котором выступил министр энергетики РФ А. Новак.
Встреча нефтяников и чиновников прошла 21 ноября 2017 г.
Программа пребывания Д. Медведева в ХМАО включала:
- участие в торжественной церемонии ввода в эксплуатацию пускового комплекса Эргинского кластера месторождений, которая состоялась 21 ноября 2017 г;
- и проведение совещания «О развитии нефтяной отрасли в Российской Федерации» в этот же день.
Любопытно, что министров, прилетевших в г Ханты-Мансийск на совещание, на церемонии запуска Кондинского месторождения замечено не было.
Возможно, не было места в вертолете, на котором Д. Медведев и И. Сечин слетали на Кондинсоке месторождение, а может - какая иная причина.
Остается только надеяться, что стремительный и краткосрочный вылет высокопоставленных чиновников в ХМАО для участия в совещании поможет нефтянке в ХМАО и не сильно отразится на бюджете правительства.
Состав участников совещания в ХМАО внушителен:
- А. Дворкович - зампред Правительства РФ;
- С. Донской - глава Минприроды,
- А. Новак - Министр энергетики Российской Федерации;
- А. Силуанов - глава Минфина;
- И. Холманских - полпред Президента РФ в УрФО;
- Н. Комарова - Губернатор ХМАО;
- О. Фомичев - статс-секретарь - замминистра экономического развития;
- В. Алекперов -президент ЛУКОЙЛа;
- В. Богданов - гендиректор Сургутнефтегаза;
- А. Дюков - гендиректор Газпром нефти;
- Н. Маганов - гендиректор Татнефти;
- И. Сечин - главный исполнительный директор Роснефти.
Было заметно отсутствие на совещании нынешнего главы Минэкономразвития М. Орешкина.
На фоне проводимого в эти дни судебного заседания по делу экс-главы Минэкономразвития А. Улюкаева, куда в 3й раз не смог прийти вызванный в качестве свидетеля И. Сечин, это выглядело забавно.
Совещание начал Д. Медведев:
- топливно-энергетический комплекс (ТЭК) остается очень важной составляющей российской экономики.
А чтобы экономика процветала, правительство РФ старается создавать стимулы, в том числе и для нефтегаза страны;
- сегодня нефтянка в РФ обеспечивает потребности внутреннего рынка и исполнение международных обязательств.
За 3 квартала 2017 г объем добычи нефти и газового конденсата составил почти 410 млн т.
Объем поставок на внутренний рынок составил 213 млн т.
Экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья - чуть меньше 200 млн т.
- российские компании не просто качают нефть – постепенно наращивают и углубляют переработку сырья.
Первичная переработка с января по сентябрь 2017 г увеличилась на 0,5%.
Примерно так же выросла отгрузка бензина внутри страны.
Несколько лучше дела обстоят с производством дизельного топлива – оно увеличилось приблизительно на 1,5% и на 1,7% вырос экспорт.
- 1 из задач для развития нефтянки – это создание стимулов для коммерческой разработки запасов нефти, добыча которых при действующем налогообложении нерентабельна.
Сейчас в РФ используется дифференцированный подход: где добывать труднее и дороже, налоговый режим мягче.
Тем не менее действующая система не всегда позволяет учесть особенности отдельных месторождений.
В результате ряд перспективных проектов остается на бумаге, не реализуется.
Поэтому необходимы и другие, более гибкие механизмы стимулирования.
В частности, есть налоговые вычеты по налогу на добычу полезных ископаемых по так называемым высокообводненным месторождениям.
Для апробирования нового механизма было выбрано в качестве пилота Самотлорское нефтяное месторождение.
Д. Медведев предложил нефтяникам обсудить стимулирующий механизм – налог на добавленный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
Он учитывает экономику проекта за весь инвестиционный период, ставит налоговую нагрузку в зависимости от доходности каждого месторождения.
С докладом на тему НДД выступил А. Новак:
-Минэнерго провело работу над совершенствованием налоговой системы нефтяной отрасли промышленнрости посредством введения налога на дополнительный доход от добычи (НДД) нефти;
- для сохранения стабильного уровня добычи и поступлений компании должны иметь стимул для поддержания инвестиционной активности, иметь достаточно привлекательные условия для этого.
При этом основной нефтедобывающий регион - Западная Сибирь - где сосредоточено более 60% от всех нефтяных запасов страны и имеется развитая инфраструктура, находится в стадии стагнирующей добычи.
- условия работы нефтяных компаний ухудшаются по объективным геологическим причинам.
Снижается дебит на действующих месторождениях с 69 барр/сутки в 2012 г до примерно 64,8 барр/сутки в 2016 г при росте обводненности на старых скважинах. при росте обводненности на старых скважинах.
Для поддержания добычи приходится бурить намного больше и глубже: средняя глубина выросла на 162 м с 2012 по 2016 гг, а общая проходка за 5 лет выросла на 22%.
При этом также растет количество ГТМ, необходимых для обеспечения экономически обоснованных дебитов – количество ГРП выросло в 1,4 раз за 5 лет.
- с 2010 по 2016 гг добыча нефти в Западной Сибири (без учета льготируемого по НДПИ ЯНАО), снизилась с примерно 307,5 млн т до примерно 285,5 млн т/год (только по ХМАО добыча сократилась на 27 млн т, то есть на 10%).
- КИН в РФ среднем около 27-28%, при среднесрочном потенциале в 32%-35% и выше.
Но потенциал может быть достигнут только в случае применения более совершенных технологий, в том числе применение третичных методов нефтеотдачи пластов, для этого необходим экономический стимул.
- необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли промышленности с сохранением общего уровня бюджетных поступлений.
- очевидно, что изъятие природной ренты с помощью оборотных фискальных инструментов - НДПИ и экспортная пошлина - не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти.
Такое изъятие просто не оставляет средств для инвестирования в новые эффективные технологии.
В этой связи целесообразно введение новой системы налогообложения нефтянки, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, те принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД.
- НДД будет распространяться на 4 группы месторождений, базой для исчисления налога станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т.д.
По результатам анализа ключевой пилотной группы – действующие месторождения в Западной Сибири, переход на НДД указанных участков недр позволит в 2019-2035 гг осуществить более 0,5 трлн рублей дополнительных инвестиций и увеличить добычу нефти более, чем на 100 млн т относительно текущего профиля добычи.
Бюджетные поступления за указанный период от данной деятельности также увеличатся на почти 1 трлн рублей.
Выпадающие доходы бюджета будут наблюдаться только в течение первых 2х лет, а на 4й год они будут полностью компенсированы.
Для любознательных напомним, что законопроект по НДД был направлен на рассмотрение в правительство РФ в мае 2017 г.
Предполагается, что НДД в пилотном режиме начнет работать с 2018 г.
Будет использована комбинация налога на добавленный доход и налога на финансовый результат (НФР), что позволит применять его как для новых, так и для истощенных месторождений.
Согласно проекту, предусматривается добровольный перевод на НДД для новых месторождений (гринфилды) в новых регионах, а также для зрелых месторождений (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн т/год.
НДД будет взиматься не с объемов добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.
Недостаток проекта НДД - отсутствие прямого стимулирования к повышению эффективности добычи нефти.
Компаниям будет выгодно увеличивать расходы, чтобы меньше заплатить налоги.
Логичнее было бы стимулировать разработку новых технологий напрямую в НИИ или других научных подразделениях, а нефтяников стимулировать применять новые технологии.
Проведение совещаний правительства в регионах, как говориться, ближе к производству - это добрая традиция еще с советских времен.
Как известно, сила нефтегаза США не в наличии сланцевого газа.
Продвинутые американцы смогли рентабельно добывать сланцевую нефть из-за высочайшей производительности труда, которая базируется на научных методах управления и инновационных технологиях.
Нет информации и о том, что правительство США для принятия очередных решений по нефтегазу выезжает куда - нибудь в бассейн Permian в шт Техас на побережье Мексиканского залива, а вот инвесторы, к примеру, китайцы туда зачастили.