Москва, 15 янв - ИА Neftegaz.RU. ЛУКОЙЛ готов перенести спор с Роснефтью о тарифах на перевалку нефти через Варандейский терминал в судебные инстанции.
Об этом глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов заявил РБК 14 января 2019 г.
Варандейский терминал расположен в Баренцевом море в 22 км от берега в районе пос. Варандей Ненецкого автономного округа (НАО).
Терминал представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), предназначенный для круглогодичного экспорта морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом и др. нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
В эксплуатацию терминал был введен в июне 2008 г.
От Варандейского терминала нефть танкерами-челноками перевозится в порт Мурманск на рейдовый накопитель Белокаменка, который в 2016 г. заменил танкер-накопитель Умба.
Далее нефть экспортируется в Европу, но это в контексте конфликта ЛУКОЙЛа с Роснефтью не так и важно.
Спор между компаниями вокруг Варандейского терминала идет с 2011 г.
Весной 2011 г. Башнефть получила лицензию на крупное месторождение им. Требса и Титова в НАО.
ЛУКОЙЛ вошел в проект в декабре 2011 г., подписав договор о приобретении доли участия в СП Башнефть-Полюс, созданного для разработки месторождения им. Требса и Титова.
Напомним, доля Башнефти в Башнефть-Полюсе составляет 74,9%, ЛУКОЙЛа - 25,1% акций.
На тот момент Башнефть принадлежала АФК Система В. Евтушенкова, но в 2014 г. суд постановил, что приватизация компании была проведена незаконно и контрольный пакет акций вернулся государству.
А в середине октября 2016 г. в рамках новой приватизации Роснефть приобрела 50,08% акций Башнефти.
Практически сразу же Роснефть дала понять, что ей не нравится присутствие ЛУКОЙЛа в СП Башнефть-Полюс.
Также Роснефти не понравились тарифы перевалку на Варандейском терминале, но серьезно обострился спор лишь сейчас.
Роснефть не устраивают высокие ставки на перевалку нефти с месторождения им. Требса и Титова на Варандейском терминале, которые примерно в 15 раз выше, чем на других российских терминалах.
Для Роснефти вопрос стоимости отгрузки очень чувствительный , поскольку Башнефть-Полюс продает всю нефть трейдеру ЛУКОЙЛа Litasco по цене, из которой вычитается ставка на перевалку.
РБК, ссылаясь на источники в ЛУКОЙЛе, сообщает, что текущий тариф на перевалку нефти Башнефть-Полюса на Варандейском терминале составляет 38 долл. США/т.
Роснефть хочет снизить тариф почти в 3 раза, до 12-13 долл. США/т.
ЛУКОЙЛ объясняет высокий уровень цен тем, что этот терминал является уникальным объектом, расположенным в сложных климатических условиях, стоимостью 1,1 млрд долл. США.
Роснефть считает, что эти затраты ЛУКОЙЛ уже окупил, а теперь получает сверхприбыль от перевалки нефти.
Переговоры о скидках пока успехом не увенчались, сейчас разногласия компаний рассматривает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
ЛУКОЙЛ готов отстаивать свою позицию в ФАС, а также в судебных инстанциях.
«До победного!», - заявил В. Алекперов.
Ситуация с перевалкой нефти через Варандейский терминал Роснефть не устраивает, причем настолько сильно, что компания думает об альтернативных путях отгрузки нефти с месторождения им. Требса и Титова.
В качестве такой альтернативы рассматривается возможность строительства нефтяного терминала в порту Индига в НАО.
Строительство морского порта в незамерзающей губе Индига в юго-восточной части Баренцева моря входит в стратегию развития Ненецкого автономного округа до 2030 г.
Проектная мощность стационарного нефтяного терминала в Индиге - до 30 млн т/год нефти.
Планируемый нефтетерминал даже включен в приоритетные проекты развития Арктики.
Но в стадии разработки проектов много:
- реконструкция порта Нарьян-Мар,
- реконструкция порта Индига и строительство нефтетерминала,
- строительство нефтяного терминала на мысе Таналау в устье реки Енисей,
- глубоководный район порта Архангельск,
- терминал для перевалки СПГ с Салмановского и Геофизического месторождений на восточном гыданском берегу Обской губы,
- угольный терминал в Енисейском заливе на мысе Чайка,
- морской терминал в Оленекском заливе моря Лаптевых,
- угольный терминал в порту Беринговский в лагуне Аринай.
На все денег может и не хватить, особенно в условиях санкций.
И пока нефтетерминала нет, экспортировать нефть как-то нужно.
«Бога ради, пожалуйста», - равнодушно ответил на это В. Алекперов.
В случае отказа Башнефть-Полюса от использования Варандейского терминала ЛУКОЙЛ найдет, чем его загрузить.
В настоящее время объем нефти Башнефть-Полюса, которая поставляется через СМЛОТ Варандей, меньше объемов сырья ЛУКОЙЛ-Коми, также использующего этот терминал.
Кроме того, в сентябре 2017 г. Роснефть снизила добычу на месторождениях им. Требса и Титова в рамках соглашения ОПЕК+, что также привело и к снижению объема перевалки.
Однако нельзя исключать, что за нынешним обострением отношений И. Сечина с ЛУКОЙЛом стоят более глубинные процессы.
Роснефть потихоньку при поддержке властей РФ расплачивается с долгами, образовавшимися при поглощении ТНК-BP, приватизации Башнефти, и тд.
Как-то закончился этап приватизации госпакета Роснефти. Катар - это, конечно, не самый лучший партнер, но - что делать, если другие отказались.
Сейчас вокруг Роснефти тихо, пугающе тихо. Не слышно ни слияний, ни поглощений.
Надолго ли?
И не является ли ЛУКОЙЛ новой целью Роснефти?
В. Путин, уважительно называя в 2013 г. В. Алекперова Нефтяником с опытом еще с советских времен, тем не менее в 2015 г. медвежий угол - Хатангу ЛУКОЙЛу не отдал.
Нельзя не отметить пугающий факт.
Споры с Роснефтью и И. Сечиным до добра не доводят:
- в декабре 2017 г. В. Евтушенков согласился выплатить Роснефти 100 млрд рублей ретроактивных платежей;
- в декабре 2017 г. суд приговорил экс-министра экономического развития РФ А. Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима за колбасную коробку, в которой, как позже оказалось было 2 млн долл США, которые он, как доказало следствие, получил в качестве взятки от главы Роснефти И. Сечина за выдачу заключения, которое позволило компании приобрести госпакет Башнефти в октябре 2016 г;
Впрочем есть и позитив:
- в феврале 2017 г. Роснефть, ранее сильно недовольная методами расчета остатков нефти, неожиданно отказалась от судебных тяжб с Транснефтью.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина