Об этом пресс-служба Газпрома сообщила 22 сентября 2020 г.
Газификация по-новому
Совет директоров Газпром обсудил ход внедрения социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения.
Такой подход предусмотрен поручениями президента РФ В. Путина от 31 мая 2020 г.
На встрече с В. Путиным 16 сентября 2020 г. глава Газпрома А. Миллер заверил, что новая 5-летка газификации для Газпрома носит ярко выраженный социальный характер, что является ее главным отличием, по сравнению с работой, которая велась в предыдущие годы.
По итогам этой встречи совет директоров Газпрома рассмотрел вопросы изменения подходов к газификации с учетом акцента на социальную составляющую.
Отмечается, что существующий порядок взаимодействия в рамках газификации регионов разграничивает зоны ответственности участников следующим образом:
администрации субъектов РФ, на основании планов социально-экономического развития, формируют предложения по строительству объектов газоснабжения,
с учетом этого Газпром формирует 5-летние программы развития газоснабжения и газификации, которые подписываются сторонами,
за счет собственных средств Газпром обеспечивает строительство газопроводов-отводов, газораспределительных станций и межпоселковых газопроводов до границ населенных пунктов,
в компетенции региональных властей входит строительство внутрипоселковых газораспределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа.
В настоящее время Газпром совместно с руководством регионов завершает работу по подготовке программ на очередной пятилетний период - 2021-2025 гг.
Уже подписано 18 обновленных программ из 67, утверждение которых планируется до конца 2020 г.
Новые программы газификации носят преимущественно социальную направленность и предусматривают существенный рост вложений:
- финансирование со стороны Газпрома увеличится в 2,9 раза по сравнению с 2016-2020 гг., до 526,1 млрд руб.
- планируется создать условия для газификации 3632 населенных пунктов, что в 2,7 раза больше относительно предыдущего 5-летнего периода,
- уровень газификации России вырастет с 71,4% (ожидаемый показатель на 1 января 2021 г., 70,1% на 1 января 2020 г.) до 74,7%.
- газификация будет полностью завершена в 35 регионах Российской Федерации,
- предполагается широкомасштабное внедрение интеллектуальных систем учета газа с телеметрической передачей данных и систем контроля загазованности.
В июле 2020 г. Газпром направил предложения в формируемую Минэнерго РФ дорожную карту газификации до 2030 г., среди которых:
- включение в программы газификации строительства газопроводов-вводов к земельным участкам заявителей,
- определение источников финансирования программ газификации,
- определение критериев заявителей для осуществления подключения без использования средств граждан,
- внесение изменений в градостроительное, земельное, лесное и налоговое законодательство, направленных на ускорение реализации программ газификации.
Это позволит Газпрому осуществлять строительство всего комплекса объектов газификации: газопроводов-отводов, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов, а также газопроводов-вводов от внутрипоселковых сетей до границ земельных участков потребителей («последняя миля»).
Меньше бесхозяйственности!
Совет директоров Газпрома рассмотрел информацию о реализации мер по инвентаризации бесхозяйных объектов газового хозяйства, находящихся на территории регионов, и оптимизации процедуры их передачи спецорганизациям для дальнейшей эксплуатации в соответствии с законодательством РФ.
Вопрос эксплуатации бесхозяйных объектов газораспределения (газовых сетей, которые не имеют законных собственников и содержатся без профессионального техобслуживания и контроля за состоянием) остается актуальным для российских регионов.
Такие сети представляют большую проблему в плане эксплуатации и техобслуживания, поэтому Газпром ведет системную работу в этом направлении:
- ГРО группы Газпром в зоне своей ответственности продолжают последовательную работу по инвентаризации сетей газораспределения.
- информация о выявленном бесхозяйном имуществе направляется в органы местного самоуправления для учета и последующего принятия в муниципальную собственность,
- в случае бездействия органов местного самоуправления, сведения передаются в органы прокуратуры.
В числе предложений компании:
- упрощение процедуры оформления бесхозяйных сетей в муниципальную собственность,
- сокращение срока постановки бесхозяйных сетей на учет с 1 года до 3 месяцев с возможностью автоматического возникновения права муниципальной собственности на эти объекты по истечении срока,
- урегулирование вопросов должной эксплуатации, технического и аварийного обслуживания бесхозяйных сетей до оформления на них прав собственности.
Реальные условия для создания единых операторов на Северном Кавказе
На заседании совета директоров также рассматривалась информация о создании единых операторов сетевых комплексов на территориях регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), с передачей им на баланс сетевых активов.
Вопрос модернизации объектов газового хозяйства в СКФО для Газпрома важен в связи с высокой степенью изношенности газовых сетей на Северном Кавказе и высоким уровнем потерь газа, что является лишь небольшой частью проблем региона.
В соответствии поручениями правительства РФ, в 2018 г. Газпром определил перечень ГРО, которые способны выступить едиными операторами сетевых комплексов.
При поддержке региональных органов власти ГРО ведут в регионах СКФО работу по инвентаризации газовых сетей, анализу их технического состояния, выкупу ликвидных и надлежащим образом оформленных собственниками газораспределительных активов.
При этом Газпром признает наличие серьезных затруднений в процессе системной консолидации газовых активов на территории округа.
Выкупу сетей в большинстве случаев препятствует:
- отсутствие правильно оформленной документации на имущество и земельный участок под ним,
- задвоение прав собственности, когда один и тот же объект принадлежит разным лицам,
- потери при поставках газа, вызванные как сильной изношенностью сетей, так и несанкционированными подключениями к газопроводам,
- заниженный уровень тарифа на транспортировку газа.
Речь, в частности, идет о приведении тарифов к экономически обоснованному уровню, усилении работы региональных органов власти по оформлению прав на объекты газораспределения и земельные участки.
Кроме того, важно сформировать единые программы капремонта и реконструкции объектов в каждом регионе с определением источников финансирования и ответственности собственников сетей за реализацию программ.
ТБД: закупки по стандарту
Совет директоров Газпрома также рассмотрел чисто технический вопрос - о доработке ранее разработанного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) совместно с Минпромторгом РФ стандарта закупок ТБД организациями группы Газпром.
ТБД являются одним из важнейших видов материально-технических ресурсов для Газпрома и приобретаются в четком соответствии с корпоративным положением о закупках, отвечающим требованиям действующего законодательства:
- в процессе закупок ТБД Газпромом непосредственные производители имеют приоритет перед посредниками (в 2019 г. 98% ТБД было приобретено напрямую у изготовителей),
- при формировании лотов учитываются производственные мощности отечественных трубных заводов,
- подавляющее большинство закупок ТБД проведено конкурентными способами в электронном виде.
В 2018-2019 гг. в конкурентных закупках приняли участие 6 крупных российских производителей труб, тогда как заявки со стороны посредников не поступали.
Претензии к Газпрому в отношении ограничений участия производителей в закупках не предъявлялись.
Еще одна крупная закупка трубной продукции с участием 5 крупных производителей была проведена в 2020 г.
Объем лота был распределен между всеми участниками закупки.
ФАС провела проверку и не выявила нарушений, которые могли бы повлиять на ее результаты.
На этом основании совет директоров Газпрома делает вывод о том, что корпоративное положение о закупках позволяет осуществлять закупки ТБД прозрачно, справедливо и без ограничения конкуренции.
Газпром ежегодно направляет в Минэнерго РФ отчеты о закупках ТБД и мероприятиях по их совершенствованию.
Для полного рассмотрения вопроса о доработке стандарта закупок ТБД совет директоров посчитал целесообразным проанализировать закупки ТБД за весь 2020 г. по следующим параметрам:
- уровень конкуренции,
- экономическая эффективность,
- доля участия производителей,
- выбор нескольких победителей по итогам закупок,
- распределение объемов лотов между победителями с учетом производственных мощностей.
По итогам заседания совет директоров Газпрома также утвердил актуализированную долгосрочную программу развития компании.
Правлению поручено обеспечить продолжение работы по обсуждаемым направлениям.
В частности, по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения, реализации мер, направленных на проведение инвентаризации бесхозяйных объектов газового хозяйства и оптимизации процедуры их передачи спецорганизациям для дальнейшей эксплуатации в соответствии с законодательством, а также по созданию единых операторов сетевых комплексов в регионах СКФО с передачей им на баланс сетевых активов.
Также правлению поручено предоставить информацию о закупках ТБД, проведенных в 2020 г., на рассмотрение совета директоров в 1м квартале 2021 г.
Автор: Е. Алифирова