М.Алиабади передал полномочия министра нефти Ирана генералу Корпуса «стражей исламской революции» Р.Гасеми, назначенному на эту должность на прошлой неделе.
Присутствовавший на церемонии президент Ирана М.Ахмадинежад заявил, что республика планирует закончить национализацию нефти. По его словам, что ситуация, складывавшаяся в последние 60 лет, - именно столько времени прошло с момента национализации иранского нефтепрома, - способствовала распространению коррупции, с которой национализация и была призвана бороться. А простой народ так и не получал доходы от нефти.
Восток - дело тонкое. Что имел ввиду М.Ахмадинежад, когда говорил, что закончит с национализацией? Или "дожмёт " коррупционеров, в "карманах которых" оседает 2/3 доходов от нефти, или "займётся" транснациональными корпорациями?
С коррупцией - понятно. В стране развитого шариата эту проблему можно решить. Что касается "мэйджоров", то без них Ирану не обойтись.Нет ни технологий, ни опыта.
Это будет уже 3-я "волна " национализации.
Иранская нефтяная промышленность была национализирована М.Мосаддыком в начале 50-х гг. Реформы М.Мосаддыка, тогдашнего главы правительства, лишили Англо-иранскую нефтяную компанию, ранее получавшую более 90 % доходов от разработки нефти в республике, принадлежавших ей активов в стране. Мировое сообщество сразу было подготовлено потерпевшими корпорациями, и Ирану был объявлен бойкот. В страну вернулся шах, и отменил национализацию.
Затем, уже в 1979 году, вернулся аятолла Хомейни - чрезвычано популярный религиозный и общественный деятель, а шах Пехлеви был свергнут окончательно. Народ не простил ему "белую революцию", которую он начал по возвращении. С тех пор Иран "не любит" Запад. Собственно,тогда и начал реально зарождаться иранский нефтегаз. Стали разрабатываться технологии. обучаться кадры.
Вероятно, наступает 3-я волна. Сегодня, бывший командир "Стражей исламской революции" (а они бывшими не бывают, также, как и разведчики в нашей стране), получил от президента ясное задание. И будет его выполнять.
М.Ахмадинежад подчеркнул, что «кольцо национализации иранской нефти не замкнуто», что лишает иранский народ едва ли не двух третей нефти страны. Замкнуть этот круг – задача правительства Ирана.
Очевидно, что эта ситуация - хороший шанс для для России основательно вернуться на Средний Восток.