USD 96.5918

+0.5

EUR 104.866

+0.46

Brent 74.81

-0.84

Природный газ 2.335

+0.03

...

Украина в отчаянии хватается за туркменский газ, как за соломинку?

12 сентября 2011 г Украина заявила, что из-за тупика в газовых переговорах с Россией она попытается восстановить импорт из Туркмении.

Украина в отчаянии хватается за туркменский газ, как за соломинку?

12 сентября 2011 г Украина заявила, что из-за тупика в газовых переговорах с Россией она попытается восстановить импорт из Туркмении.

Для начала Украине нужно решить много вопросов.

Украине, прежде всего, нужно исправить серьезные ошибки в своей туркменской политике. В свое время были созданы и EuralsTransGas, и РосУкрЭнерго. Это, в 1-ю очередь нужно было бизнесменам, как российским, так и украинским. Именно тогда Туркменистан перестал напрямую поставлять газ в Украину.

Сейчас Украина будет стараться на государственном уровне исправить ситуацию. Страна «загнана в угол» и пойдет до конца.

Однако не нужно забывать, что Украине нужно сначала выработать единую политику для всех ветвей власти, потому что пока и здесь не все гладко.

А как Украина объяснить присутствие в свое время в стране оппозиционеров нынешней власти Туркменистана? Вопросов, которые нужно решить, очень много.

Другой аспект – Россия. Традиционно все Туркменбаши побаиваются северного соседа, который может дестабилизировать обстановку в стране.Возможно, только ради сохранения мира с Россией Туркменистан не пойдет на укрепление отношений с Украиной.

Возможно, будет реанимирована идея Транскаспийского газопровода. Но и здесь Украина играет не главную роль. Здесь нужно вспомнить о «прохладных» отношениях Азербайджана и Туркменистана. Европе очередной конкурент GTI и Nabucco точно не нужен, но еще более не нужна газовая зависимость от России. Этим объясняется решение совета ЕС о выдаче мандата на проведение переговоров Евросоюза с Азербайджаном и Туркменистаном о заключении юридически обязывающего договора о строительстве Транскаспийского газопровода.

Не факт, что это нужно Ирану. Иран может выступить союзником России, для которой строительство ТКГ означает существенное ослабление влияния на страны Центральной Азии.


История российско-украинских газовых отношений уже, кажется, всем набила оскомину.Однако, Украина "накатила" новую волну интереса.
Напомним краткую историю вопроса. Еще летом Киев заявил, что Украина не может позволить себе газ по цене, зафиксированной в газовом договоре 2009 г. В.Янукович обвинил Ю.Тимошенко в некомпетентности, чем вызвал бурную реакцию ряда газовых экспертов. Украина попросила скидки на газ, но в ответ получила предложение либо продать России свой газопровод, либо присоединиться к объединению, включающему Россию, Казахстан и Белоруссию.


А.Миллер заявил, что скидки «украинским друзьям» будут предоставлены лишь в случае объединения Газпрома и Нафтогаза, а после предложил Киеву сотрудничество по белорусской схеме. Н.Азаров отмел эту идею. Газпрому припомнили, что Белоруссию вынудили продать Белтрансгаз не уговорами, а отключениями газовых поставок.


Украинские газовые эксперты один за другим стали заявлять, что Россия давит на Украину, желая полностью захватить газовый рынок страны, ведь в случае объединения (читай: поглощения) Газпрома и Нафтогаза украинские компании просто не смогут составить конкуренцию российскому монстру. Тем более что Газпром уже делает уверенные шаги в этом направлении, один за другим скупая украинские облгазы.


В.Янукович что-то там говорил о поиске компромиссов, но куда больше всем запомнились слова Н.Азарова о расторжении газового контракта с Россией в судебном порядке. В ответ Россия заявляла, что нарушений с ее стороны не было, а значит и на победу в суде Киев может не рассчитывать.


А стоило Украине заикнуться о снижении объемов закупок российского газа, ответ был получен неутешительный: украинскую сторону призвали перечитать контракт, где четко обозначены обязательства Украины по выбору газа: ежегодно Украина должна выбирать не менее 52-х млрд м3. Украина может купить 80%, но если и 80% недобирает, то обязана выплатить штраф, что не освобождает ее от оплаты недовыбранного газа.


Украина не первый год ищет возможности избавления от зависимости российского газа. В последнее время она даже начала перенимать опыт США по добыче сланцевого газа, рассчитывая обеспечить себя за счет этого нетрадиционного вида голубого топлива.


Но как бы там ни было, в ближайшие лет десять добыча сланцевого газа все равно не будет достаточной для покрытия внутренних потребностей страны (Украина импортирует 60% потребляемого газа). Вот и приходится искать поставщиков в регионе.


А Россия продолжала закручивать гайки строительством Северного и Южного потоков, газопроводов, позволяющих «разгрузить» ГТС Украины, Белоруссии и других стран-транзитеров. Заявления о том, что газ, который пойдет по Северному потоку, уйдет в первую очередь именно из украинской трубы, все больше напоминали угрозы.

И вот Украина, кажется, перепробовала все методы и в отчаянии схватилась за нового поставщика – Туркмению. 12 сентября 2011 г В.Янукович прибыл с визитом в Туркмению, чей газ Киев до 2003 г покупал напрямую, а с 2003 и по 2009 гг, после заключения газовых контрактов с Москвой, - через посредников.

В.Янукович недвусмысленно заявил, что интерес Украины сегодня сосредоточен вокруг возобновления полноценного сотрудничества Ашхабада и Киева. По его словам, уже начинается работа над некими «совместными проектами».
Президент Туркмении Г.Бердымухамедов в свою очередь подчеркнул, что в распоряжении Туркменистана есть все, что может потребоваться, чтобы вывести сотрудничество с Украиной на новый уровень.


Главы обоих государств воздержались от излишних подробностей, но они и не требуются. Цели «совместных проектов» и так ясны каждому, кто следит за развитием газовых отношений России, Украины и Туркмении.


Украине нужен газ, причем чем дешевле, тем лучше. Кроме того, она боится перекрытия транзитной трубы по ее территории за счет введения в эксплуатацию Северного и Южного потоков. «Газовые войны» между двумя соседями уже приводили к перерывам в газовых поставках в Европу. Причем было это не в июле месяце, а в разгар зимы, что, конечно же, не лучшим образом сказалось на международной репутации обеих стран.


А Туркмения, в свою очередь, стремится снизить свою зависимость от экспорта в Россию, объемы которого и без того в последние годы только и делали, что сокращались.


Вот и стремится Ашхабад, увлеченный амбициозными планами по увеличению добычи природного газа втрое к 2030 г, ищет новые каналы для экспорта. В своих поисках он уже добился некоторых успехов: увеличены поставки в соседний Иран, запущен газопровод в Китай, активно приближается запуск газопровода, по которому газ пойдет в Пакистан, а оттуда в Индию через Афганистан.


Тут и ЕС подоспел со своим предложением по прямым поставкам туркменского и азербайджанского газа в Европу через Каспийское море. Европа тоже давно ищет возможности уменьшить зависимость от импорта газа из России, кидаясь то к СПГ, то к сланцевому газу. А идущая полным ходом демонополизация рынка Газпрому явно не на пользу.



Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram