По словам И.Сечина, «нефтяной вопрос» между Россией и Китаем наконец урегулирован. Он сообщил, что между двумя государствами наконец достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии как с китайской, так и с российской стороны.
Напомним, что китайская сторона имеет претензии к различным коэффициентам, а российская сторона – к китайской задолженности по платежам. Напомним, что стоимость российской нефти для Китая зависит от котировок в спецнефтепорту Козьмино, а транспортировка полностью оплачивается Поднебесной.
Начиная с 1 января 2011 г Роснефть и Транснефть начали поставки нефти в Китай по ответвлению от трубы Восточная Сибирь - Тихий океан.
Однако начиная с февраля 2011 года начались проблемы. Тогда российская сторона на основании акта приемки-передачи нефти выставила Пекину счет на сумму 370 млн долл США, получив, однако, на 25,6 млн меньше.
Китай же хотел иметь скидку к стоимости транзита по российской территории, а не получив ее, стал в одностороннем порядке платить за нефть меньше, чем положено по договорам.
Кроме того, китайцы предлагали другой выход – удвоить поставки газа из России в обмен на снижение цены на топливо. Назывались конкретные цифры - прокачка нефти до границы с Китаем, по мнению CNPC, должна стать дешевле на 7%. При таком раскладе убытки России уже к 2030 г должны были составить 30 млрд долл США.
Да уж, Восток – дело тонкое…
Поскольку договоренность не была достигнута, к концу мая задолженность CNPC перед российскими госкомпаниями достигла 250 млн долл США.
В ответ на это Газпром всего лишь отказался рассматривать предложение Китая выдать кредит на строительство газопровода по территории России под гарантии будущих поставок газа. Пекин же настаивал на своих условиях, требуя значительно снизить минимальный уровень отбора газа, защищающий интересы поставщика, ужесточить технические характеристики и сделать приоритетными переговоры именно по поставкам газа с Дальнего Востока.
Однако вскоре Китай все же погасил около 80% нефтяной задолженности, однако значительную сумму остается должен.
Сроки заключения новых контрактов неоднократно переносились из-за обоюдных претензий сторон.
Теперь И.Сечин заявил, что вопрос, наконец, решен, и задолженность – главный камень преткновения по признанию обоих сторон, - будет погашена в соответствии с документами, которые в ближайшие дни подпишут компании-участники российско-китайского сотрудничества.
Фраза - очень туманная. Это может означать и прощение долга, и существенное снижение задолженности.
Достигнутые соглашения , по словам вице-премьера, будут оформлены соответствующим образом на корпоративном уровне.
Судя по тому, что не озвучены конкретные цифры, есть вероятность, что Россия пошла на существенные уступки Китаю.
У России нет особого выбора, и дело не только в нефти.
Главный вопрос - это поставки газа, а здесь ситуация гораздо хуже: Китай хочет покупать газ по европейским ценам, которые традиционно существенно ниже азиатских, и у Китая есть альтернатива российскому экспорту газа по МТП Туркменистан -Китай, через Узбекистан и Казахстан.
Поэтому "здесь не забалуешь". Очевидно, что решения принимались в комплексе, именно поэтому ранг переговоров столь высок.
Поэтому в пресс - релизах и написали, что есть прогресс в договоренностях по газу. В течение двух недель Россия и Китай уточнят дорожную карту газовых поставок. Новая карта будет учитывать интересы как потребителей, так и поставщиков, включая в себя анализ баланса потребления, источники поставки, а также место Газпрома в данной структуре поставок.
Однако вопросов стало еще больше, чем ответов.
Если Китай будет покупать газ у России, то куда Г.Бердымухаммедов поставлять туркменский газ? В Nabucco?
Или все - таки в Россию?