В 2012 г добыча нефти на Ямале стабилизировалась на уровне 23 млн т/год.
Нефтяники планируют добыть около 22,9 млн т нефти, сообщил начальник окружного управления геологического изучения и использования недр Р. Кашапов.
По его словам, это соответствует прошлогодним результатам. «Это пик минимальной нефтедобычи в регионе», - отметил Р. Кашапов.
Если прирост добычи не наблюдается и ситуация в данном случае стабильна, то нельзя сказать того же о приросте запасов.
Ситуация здесь внушает большую тревогу.
По прогнозу Минэнерго прирост запасов нефти в 2012 г может оказаться в 1,7 раза ниже добычи.
Такой прогноз подтверждается показателями 9 месяцев: прирост новых запасов нефти составил 121 млн т при добыче в 386 млн т.
При этом в программе комплексного освоения месторождений Ямала и севера Красноярского края на 2012 г закладывался прирост запасов в 118,3 млн т. Но фактический прирост по итогам 3-х кварталов составил всего 12,5 млн т при достигнутой добыче в 38,8 млн т.
Причём, по государственной программе запланировано добыть 64,3 млн т нефти.
Ранее Д. Кобылкин признавал, что добыча нефти падает не только в ХМАО, но и на юге ЯНАО.
«Но по сравнению с Югрой мы еще держимся, – отметил он. – Все зависит от того, какие есть условия, и от технологий. Мы сегодня добываем ведро воды, в котором содержание нефти минимально. Не можем сами, нужно звать иностранцев. У них есть опыт и технологии. Они выходят на обводненные месторождения», -сообщил он в г Тюмени
В. Богоявленский, член-корр РАН, зам директора института проблем нефти и газа РАН по науке (Арктика и Мировой океан) на конфернеции «Полуостров Ямал: нефтегазовые перспективы» обращал винмание на то, что что для изучения Арктики делается чрезвычайно мало.
Стоит вспомнить что СССР 1-й начала добычу углеводородов на суше Арктики: на Мессояхском месторождении в 1969 г, и на Медвежьем – в 1972г.
Кстати, Газпром нефть в октябре 2012 г анонсировала проект освоения Восточно-Мессояхского и Западно-Мессояхского месторождений.
Варандей является самым северным нефтяным терминалом в мире – и это тоже предмет для гордости.
Но самое главное считает В. Богоявленский – это то, что Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом.
В плане целесообразности добычи В. Богоявленский считает, что не нужно гнаться за шельфовыми месторождениями, далеко отстоящими от сухопутного берега, первоначально необходимо освоить те запасы, которые расположены ближе.
По его словам, «сложные условия на Ямале делают бурение там экономически необоснованным, если цена на нефть опустится ниже 100 долл США».
По экспертной оценке Минэнерго, негативным тенденциям в нефтедобыче способствует изменение сроков строительства магистрального нефтепровода (МНП) Заполярное - Пурпе.
«Этот нефтепровод начали строить в 2012 г. Сначала его планировали ввести в работу в 2014 г. Сейчас перенесли срок ввода в эксплуатацию на 2016 г», – печально сообщил Р. Кашапов.
6 сентября 2011 г Н. Токарев оптимистично заявил, что теперь Транснефть сама будет финансировать строительство МНП Заполярное – Пурпе .
При этом Н. Токарев потребовал от нефтяников гарантированной загрузки трубопровода.
Почему? Потому, что строительство будет проведено на кредитные ресурсы, а кредиты нужно отдавать.
Это можно сделать только тогда, когда трубопровод будет работать на полную мощность, а нефтяники будут платить за это Транснефти.
То, что гораздо важнее заполнить трубопровод нефтью, чем брать с нефтяников деньги за строительство трубопровода, топ-менеджеры Транснефти поняли не сразу.
Нефтяники на фоне снижения прироста нефти гарантии не очень хотят давать, но поговорить могут.
18 ноября 2011 г Транснефть узнала, что будет финансировать строительство МНП Заполярье – Пурпе за счет собственных средств.
Транснефть заранее договорилась по заполнению трубопровода сТНК-ВР, ЛУКОЙЛом, Газпромом, СеверЭнергией, и, возможно, с Роснефтью.