В Транснефти предложили создать новый маркерный сорт высокосернистой российской нефти - Urals Heavy.
Такое предложение 19 мая 2016 г озвучил зам вице-президента И. Кацал на заседании экспертного совета Транснефти.
Кроме назойливого И. Щербовича - владельца United Capital Partners (UCP), подавшей иск к Транснефти, у компании есть проблемы и поважнее.
Это проблема сверхнормативного роста серности маркерного сорта нефти Urals.
Проблему может решить выделением части российской высокосернистой нефти в отдельный сорт, основой которого станет нефть Уральско-Поволжского региона, которая будет частично выведена из основного российского экспортного маркерного сорта Urals.
Отгрузка нефти нового сорта может проходить в порту Усть-Луга в объеме до 30 млн т/год нефти.
Сорт Urals Heavy будет высокосернистым с содержанием серы порядка 2,3%.
И. Кацал особо отметил, что практически все нефтяные компании согласились с выделением потока Urals Heavy.
Это радует, потому что отношение к этой проблеме у нефтяников было разное.
Нефтяники Западной Сибири ранее были сильно недовольны смешением их качественной нефти с тяжелой и сернистой нефтью Поволжья.
Сернистые и высоковязкие нефти добывают, в основном, Башнефть и Татнефть.
В 2012 г И. Кацал печально заявил, Транснефть по решению правительства РФ отказалась от использования банка качества нефти (БКН) в части его монетарной составляющей, но продолжит сохранение сортности нефти /ВСТО, Сибирская легкая, Приморск, и тд.
Если по - простому, то более дорогая нефть Западной Сибири смешивается в трубе с более дешевой сернистой нефтью Поволжья, и все компании получают одинаковые деньги за нефть.
Наличие БКН предполагает дифференциацию доходов нефтяников в зависимости от качества нефти.
Транснефть уже давно беспокоится о качестве российской нефти, которая идет на экспорт.
Вернее, семафорит о том, что компании становится все труднее выдержать стандарты состава экспортного сорта нефти Urals.
Сначала были попытки заставить компании поставлять в систему магистральных нефтепроводов (МНП) Транснефти нефть с пониженным содержанием серы.
Но, похоже Транснефть устала бороться.
Еще в 2012 г должны были запустить 2ю очередь НПЗ Танеко мощностью 7 млн т/год, на которой планировалось перерабатывать добываемую в Татарстане богатую серой (2,3 -4%) нефть.
Транснефть сильно забеспокоилась еще в октябре 2012 г, но на дворе уже середина 2016 г, а 2я очередь НПЗ Танеко так и не построена.
Новый срок ввода в эксплуатации - 2018 г.
Это при том, что в 2009 г для решения этой задачи рассматривалась возможность замыкания потоков сернистой нефти на НПЗ Самарской группы.
Тогда по неизвестным обывателям причинам власти выбрали НПЗ Танеко, реализуемый Татнефтью, которая получила хорошие налоговые льготы по проекту.
Но, БКН нет, можно не торопиться?
Маловероятно, что с учетом роста содержания высокосернистой нефти в трубе, Транснефти удастся удержать смесь в трубе в рамках маркерного стандарта.
Доля тяжелой и высокосернистой нефти, закачиваемой в магистральные нефтепроводы (МНП) с месторождений Татарстана, Башкортостана и других месторождений Волго-Уральского нефтепромыслового региона, постоянно увеличивается.
Для того, чтобы не выйти за пределы утвержденных стандартов экспортных сортов Транснефть использует сложные схемы смешения сортов и схемы поставок.
Но, всему есть пределы.
Содержание серы в основной российской экспортной смеси - маркерном сорте нефти Urals, не должно превышать 1,3%.
Утвержденный стандарт сорта ESPO - не более 0,65% серы.
Несмотря на это, в период 2005 - 2012 гг прирост высокосернистой нефти в нефтепроводной системе (НПС) составил 18,3 млн т и достиг значения 72,5 млн т.
По итогам 2015 г поступление высокосернистой нефти в Систему МНП Транснефти увеличилось на 2,7% и составило 83,3 млн т.
В потоке на Приморск содержание серы составило 1,46%, на МНП Дружбе и на порт Усть-Лугу - 1,62%, в направлении порта Новороссийска - 1,36%, на спецморнефтепорт (СМНП) Козьмино по МНП Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) - 0,5%.
Прогнозы на 2016 г Транснефть дает безрадостные.
Качество нефти меняется в сторону роста содержания серы, достигнув предела нормативных значений, почти на всех экспортных направлениях, кроме СМНП Козьмино.
В 2016 г поступление высокосернистой нефти увеличится еще на 2,4% и достигнет 85,3 млн т.
Содержание серы в потоке на Приморск в 2016 г ожидается на уровне 1,55%, на Дружбе и Усть-Луге - 1,7%, в Новороссийске - 1,5%, Козьмино - 0,5%.
Отметим, что в состав нефтеперерабатывающей промышленности РФ входит 316 НПЗ.
Установленная мощность первичной переработки только 32 заводов, внесенных в реестр НПЗ, составляет свыше 293 млн т/год.
И вполне возможно, что выход из ситуации 1 - создать новый маркерный сорт.
Напомним, в июле 2015 г замминистра энергетики К.Молодцов заявил, что СПбМТСБ может до конца 2015 г представить пакет документов по продаже на бирже экспортной нефти и созданию российского бенчмарка.
Еще в мае 2014 г, И.Сечин заявлял, что необходимо начать расчет нового бенчмарка для российской нефти как на европейском, так и на восточном направлениях, и что Россия должна иметь маркерный сорт нефти.
В ЦБ РФ в декабре 2015 г заявили, что допуск иностранных трейдеров позволит дать хорошую ликвидность рынку.
Кроме того, к 4 кварталу 2016 г ФАС намерена запустить бенчмарк российской нефти.
В России уже есть несколько сортов экспортной нефти, кроме Urals и Siberian Light, - ВСТО, Сокол и Белый тигр.
Помимо уже вышеупомянутых существуют сорта Arctic Oil, Sakhalin Blend и другие.
А пока ведомства готовятся подписать дорожную карту по экспортным торгам российской нефтью.
Предполагается создать котировки на 2 потока российской нефти - Urals (на базисе балтийских портов) и ВСТО (ESPO).
Объем контракта составит 1 тыс барр, поставочная партия - 720 тыс барр.
Добавим, что в 1м квартале 2016 г средняя цена на нефть сорта Urals снизилась на 39,36% и составила 31,99 долл США/барр.