Нафтогаз уверен, что после окончания судебного разбирательства в Стокгольмском арбитраже цена на российский газ будет пересмотрена с 2014 г и будет ниже той, по которой сегодня Украина покупает газ у европейских компаний.
В этом свято уверен коммерческий директор украинской компании Ю. Витренко.
В интервью украинским СМИ Ю. Витренко заявил, что Стокгольмский арбитраж в своем промежуточном решении определил, что цена на газ по данному контракту должна быть пересмотрена с апреля 2014 г и ориентироваться на цены в Европе.
По словам Ю. Витренко, суд определил конкретный европейский рынок, цена газа на котором будет использоваться при пересмотре цены с апреля 2014 г.
За точку отсчета берется не 2009 г, когда контракт между Газпромом и Нафтогазом был подписан, а апрель 2014 г -тогда Нафтогаз в письменной форме обратился к Газпрому с просьбой о пересмотре цены на газ.
Тогда, 2 апреля 2014 г Россия отменила Украине все скидки на газ, в результате чего его цена вернулась до 485,5 долл США/1000 м3 с 268,5 долл США/1000 м3 в 1 кв 2014 г.
Что за рынок, и какая цена должна быть в итоге, коммерческий директор Нафтогаза не сообщил.
А жаль, потому что так обыватели смогли бы оценить степень адекватности топ-менеджера Нафтогаза.
А между тем, тема весьма интересна.
Если Нафтогаз очень сильно хочет европейские цены на газ, то Газпром вряд ли сможет этому противиться.
Газ для европейских потребителей в 2017 г подорожал - по сравнению с 2016 г на 10 долл США/1000 м3 сегодня составляет около 190 долл США/1000 м3.
В 2016 г в надежде на добрый и справедливый Стокгольмский арбитраж власти Украины отказались покупать заведомо выгодный российский сетевой газ по цене 180 долл США/1000 м3, покупая дороже в Европе.
В феврале 2017 г украинские службы обнародовали реальные цифры - цена на импортируемый газ для предприятий Украины в январе 2017 г составила около 6,033 грн/1000 м3 или 229,51 долл США/1000 м3.
То есть, европейские компании, закупая у Газпрома газ по 190 долл США/1000 м3 перепродавали его же, но уже с накруткой - транспортировка и проч.
В свете таких вот цифр возникает риторический вопрос - действительно ли Киев хочет привязки к европейским ценам?
Более того, напирая на то, что суд определил какой-то конкретный европейский рынок, Нафтогаз может и лукавить, как это было с заявлением о полном удовлетворении их иска.
Украина - не член Евросоюза, а значит ее газовый рынок априори не считается европейским.
То, что страна пытается привести всю свою энергетическую систему к европейским требованиям скорее говорит о том, что страна очень хочет в ЕС, но пока там не находиться.
И безвиз, который Киев получил не дает право судебным инстанциям считать Украину частью европейской семьи.
Поэтому слова Ю. Витренко следует слышать, но не слушать.
Вполне возможно, что Нафтогаз говоря о Стокгольмском арбитраже пытается отвлечь обывателей от того, что компания лишается газотранспортной системы (ГТС).
После суда ГТС будет передана Магистральным Газопроводам Украины.