ФАС РФ предлагает создать в России банк качества нефти, чтобы компании, добывающие сернистую нефть, платили остальным за снижение качества сырья.
Об этом 26 декабря 2017 г сообщает газета Коммерсант со ссылкой на своих источников информации.
25 декабря 2017 г у вице-премьера РФ А. Дворковича прошло совещание по индексации тарифов на транспортировку нефти по нефтетраснпортной системе (НТС) Транснефти.
На совещании присутствовал и зам главы ФАС РФ А. Голомолзин, который предложил создать в РФ банк качества нефти (БК).
Для любознательных напомним, что банк качества нефти - это не хранилище эталонов нефти, а механизм взаиморасчетов между грузоотправителями с целью обеспечения справедливых финансовых корректировок, необходимых для отражения относительной стоимости перекачиваемой по магистральным нефтепроводам нефти.
Система БК нефти позволит:
- отслеживать и фиксировать объемов и качества нефти, сдаваемой каждой из компаний в систему МНП,
- обеспечить компенсацию потерь компаниям, сдающим нефть более высокого качества, от ее смешения с низкокачественной нефти, сдаваемой другими компаниями.
Создание БК - дело хлопотное.
В 2002 г глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов предполагал, что банк качества нефти в РФ может быть создан до 2010 г.
В 2013 г ЛУКОЙЛ и Башнефть подумывали о создании БК нефти для экспортной смеси, которая переваливается через порт Варандей после запуска месторождения им. Требса и Титова. Сейчас, после поглощения Башнефти Роснефтью, это для ЛУКОЙЛа, вероятно, не актуально.
Даже Китай в 2013 г хотел создать БК российской нефти, чтобы контролировать ее качество на границе.
В 2013 г Р.Абдуллаев поднимал вопрос о БК нефти, когда были проблемы прокачки нефти по МНП Баку-Новороссийск.
Постоянно вопрос создания БК нефти поднимает Транснефть.
Согласно Транснефти, БК нефти - механизм штрафных и компенсационных выплат для нефтедобывающих компаний в зависимости от качества нефти, которую они поставляют в систему МНП.
Транснефть понять можно, компании все сложнее удается удерживать параметры экпортной нефти, потому что содержание серы в нефти, поставляемой на НПЗ, приближается к критическим значениям.
По предложению А. Голомолзина, компании, сдающие сернистую нефть, должны будут компенсировать производителям низкосернистой нефти разницу между ценой своего сырья и Urals.
Для реализации идеи ФАС РФ придется просить данные от компаний и отслеживать движение и качество нефти на всем пути по трубе.
Однако в этой системе есть огромный минус - если хоть 1 компания откажется предоставлять данные, вся система не будет работать.
Наиболее реальным путем решения проблемы может стать отдельный магистральный нефтепровод (МНП) для высокосернистой нефти в порт Усть-Луга.
Речь идет об использовании уже имеющейся инфраструктуры с точечными доработками (строительство лупингов и компрессорных станций).
Крупнейшие игроки поддержали идею, против традиционно выступили производители Татарстана и Башкирии.
Постоянно растущая добыча нефти с высокой серой снижает качество сырья, идущего на экспорт, и давно вызывает споры между компаниями-производителями.
Сейчас, при допустимом уровне серы в российском сорте нефти Urals в 1,8%, ее содержание в сернистой нефти Татнефти и Башнефти превышает 2–2,3%.
Транснефть ранее предложила принять новую концепцию качества нефти на 2018-2020 гг из-за повышения сернистости нефти в России.
Компания предлагает совместно с Минэнерго РФ и нефтяными компаниями разработать и утвердить новую концепцию качества нефти на 2018-2020 гг с сохранением основных положений концепции 2014-2017 гг.
Транснефть предлагает:
- продолжать перераспределение прироста добычи высокосернистой серы в экспортные потоки, допустив повышение содержания серы для нефти из Приморска до 1,63% (с 1,41% в 2014 г при норме 1,55%), для МНП Дружба и Усть-Луги – до 1,8% (с 1,61% в 2014 г при норме 1,75%) и для Новороссийска – до 1,55% (с 1,34% в 2014 г при норме 1,5%);
- для российских НПЗ, получающих нефть из экспортных потоков, также предлагается повысить установленные % сернистости.