Об этом 22 апреля 2025 г. пишет Ъ со ссылкой на исследование ОМТ-Консалт.
Независимые рулят
По данным ОМТ-Консалт:- общее число АЗС в России (без учета новых регионов) в 2024 г. увеличилось на 1,7%, до 28,97 тыс.:
- основной прирост обеспечили независимые операторы, число АЗС которых выросло на 2,9%, до 19,84 тыс.,
- ВИНКи сократили количество своих АЗС на 0,9%, до 9,13 тыс.;
- в городах-миллионниках общее число АЗС выросло на 2,5%, до 3,88 тыс.:
- рост наблюдался в 10 из 16 городов,
- снижение зафиксировано в 3 городах, в т.ч. Москве и Санкт-Петербурге.
Точная статистика по числу АЗС в России отсутствует.
Росстат в докладе Транспорт-2024 г. приводит данные Росавтодора и органов местного самоуправления, согласно которым на автомобильных дорогах общего пользования в России на конец 2023 г. насчитывалось 30 734 АЗС (с учетом электрозаправочных станций).
По данным Российского топливного союза, в России насчитывается 23 000-24 000 АЗС.
Крупнейшая сеть у Роснефти - около 3000 станций, за ней следуют ЛУКОЙЛ (2800) и Газпром нефть (1500).
Ъ приводит комментарий Газпром нефти, согласно которому в 2024 г. компания открыла 45 новых АЗС, увеличив сеть в России до 1549 объектов.
ОМТ-Консалт отмечает, что рост числа независимых АЗС связан с их ценовой политикой.
По оценкам трейдинговой компании Пролеум, с 2022 г. на рынке сохраняется высокая доходность розничного сегмента АЗС (до 200% годовых в отдельные периоды).
Целевым сценарием для регулятора является рост розничных цен на бензин и дизельное топливо в пределах инфляции, тогда как оптовые достаточно сильно колеблются, в т.ч. периодически снижаясь.
Это обеспечивает независимым операторам АЗС высокую маржинальность, хотя в периоды роста оптовых цен маржинальность розничных продаж отдельных видов топлива может уходить в минус.
Эксперты ожидают, что рост числа АЗС в России продолжится, в первую очередь, за счет независимых игроков, а конкуренция будет усиливаться.
ОМТ-Консалт ожидает, что в 2025 г. общий рост числа АЗС в РФ составит 1-3%, при этом основную долю обеспечат независимые операторы.
Kasatkin Consulting (часть бывшей команды Deloitte в России) прогнозирует в 2025 г. рост числа независимых АЗС на 2-2,5%, особенно в центральной России и на юге за счет строительства новых точек и консолидации рынка.
У ВИНК сокращение розницы замедлится, но тенденция останется прежней - компании продолжат стратегию фокусировки на ключевых, высокодоходных локациях и возможной цифровизации вместо физического расширения.
Газовый стимул
Данные ОМТ Консалт также показали, что наибольший рост в 2024 г. среди топлив показал компримированный природный газ (КПГ):- количество АЗС с реализацией КПГ увеличилось на 7,1%, преимущественно за счет независимых игроков, но и ВИНК также нарастили их число,
- по другим топливам заметно охлаждение интереса ВИНК к их розничной реализации:
- число АЗС, продающих бензин и дизтопливо, ВИНК сократили на 0,7%, сжиженные углеводородные газы (СУГ) - на 2,6%,
- независимые операторы АЗС увеличили число АЗС с классическим автомобильным топливом на 3,4%, с СУГ - на 4%.
Высокий темп роста КПГ связан с расширением парка газомоторной техники и мерами господдержки.
Основным вектором развития в этом сегменте является установка на существующие точки компактных модулей заправки КПГ.
В начале февраля 2025 г. в ряде Telegram-каналов появилась информация о закрытии летом 2025 г. 2 АГНКС компании в г. Москва, на что Газпром газомоторное топливо заявил, что в 2025 г. будут приняты оптимизационные решения в пользу повышения эффективности эксплуатации сети АГНКС, речь идет о частичном реинжиниринге процессов, а также технологической модернизации.
По данным FT, в рамках предстоящей реорганизации Газпрома компания может частично или полностью продать сеть своих АГНКС.
ОМТ-Консалт ожидает роста числа КПГ-станций на 10-15% по итогам 2025 г. года, главным образом за счет госпрограмм и перехода коммерческого транспорта на газ.
Kasatkin Consulting прогнозирует, что до 2026 г. можно ожидать устойчивого роста заправок и автопарка, работающего на газе, прежде всего в сегментах общественного транспорта, доставки и междугородней логистики.






