Об этом Газпром нефть сообщила 23 сентября 2022 г.
Бункеровка танкера ледового класса Проспект Королева прошла в Финском заливе в рамках соглашения Газпром нефти с Совкомфлотом по расширению использования судовых топлив с низким углеродным следом.
Судя по данным сервисов отслеживания судов, Дмитрий Менделеев подошел к СПГ-заводу Криогаз Высоцк 14 августа 2022 г., не исключено, что именно тогда СПГ-бункеровщик впервые загрузил СПГ для бункеровки.
Сама операция бункеровки СПГ нефтеналивного танкера Проспект Королева из серии «зеленых» Афрамаксов Совкомфлота произошла в Лужской губе 8 сентября 2022 г.
Первой заправке предшествовала расширенная программа испытаний - тестовые стыковки бункеровщика Дмитрий Менделеев с судами-потребителями газомоторного топлива и береговыми терминалами в Ленинградской области.
Также была проведена государственная экологическая экспертиза, по результатам которой получено положительное заключение Росприроднадзора о соответствии технологий бункеровки сжиженным природным газом российскому природоохранному законодательству.
Газпром нефть сообщила, что начиная с сентября 2022 г. Дмитрий Менделеев будет осуществлять малотоннажную транспортировку и бункеровку СПГ в портах Балтийского моря.
Танкер-бункеровщик СПГ Дмитрий Менделеев построен по заказу Газпром нефти на сингапурской верфи Keppel Offshore & Marine в 2021 г.
В порт Санкт-Петербург судно прибыло 19 января 2022 г.
Дмитрий Менделеев предназначен для транспортировки и заправки СПГ судов по схеме ship-to-ship у причала или на рейде в порту.
Работать бункеровщик будет в портах Финского залива и Балтийского моря - Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград и Выборг.
Технические характеристики и главные размерения:
- длина 100 м, ширина 19 м,
- осадка 5,7 м,
- водоизмещение 3 тыс. т,
- максимальная скорость 13,5 узлов,
- возможность перевозки до 5,8 тыс. м3 природного газа в сжиженном состоянии (2 грузовых резервуара объемом 2,9 тыс. м3 каждый),
- среднее время бункеровки 8 часов,
- использование отпарного газа, образующегося при хранении СПГ, в качестве моторного топлива для энергетической установки,
- усиленный корпус, соответствующий ледовому классу Arc4 (возможность самостоятельного плавания в однолетних льдах толщиной до 0,8 м),
- цифровая интегрированная система (возможность управления судном 1 человеком с навигационного мостика).
Заместитель председателя правления Газпром нефти А. Чернер отметил, что произведенная компанией первая в России заправка «борт в борт» сжиженным природным газом фактически дает старт развитию нового топливного сегмента в отечественном судоходстве.
В долгосрочной стратегии развития бункерного бизнеса Газпром нефть делает ставку на судовые топлива с низким углеродным следом, в т.ч. на СПГ, который имеет высокий рыночный потенциал благодаря своим экологическим и эксплуатационным характеристикам.
Генеральный директор - председатель правления Совкомфлота И. Тонковидов поприветствовал усилия Газпром нефти по развитию в России инфраструктуры для бункеровки судов низкоуглеродным топливом и подчеркнул усилия Совкомфлота по снижению уровня выбросов при эксплуатации своих судов.
Совкомфлот одним из первых в мире начал использовать СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных танкеров.
В лице Газпром нефти Совкомфлот видит партнера, сотрудничество с которым способствует сокращению углеродного следа от морских грузоперевозок и, как следствие, снижению антропогенного воздействия на экосистемы морских акваторий и прибрежных регионов.