USD 90.3412

-0.82

EUR 98.2017

-0.73

Brent 82.89

0

Природный газ 1.927

-0

4 мин
...

П. Сорокин: дефицита топлива в России нет, цена на бирже скоро стабилизируется

Минэнерго ежедневно мониторит ситуацию на топливном рынке. Оптовые цены на бензин выросли из-за снятия ограничений и сезонного фактора, на розничных ценах это никак не отразится.

П. Сорокин: дефицита топлива в России нет, цена на бирже скоро стабилизируется

Москва, 19 июн - ИА Neftegaz.RU. Наблюдаемый в настоящее время рост цен на бензин в оптовом сегменте не представляет собой значительных рисков для потребителя и является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление отраслей экономики после снятия ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках.
Об этом сообщило Минэнерго.

Также важно учитывать то, что в это время традиционно наблюдается сезонный рост спроса на нефтепродукты.
Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения с учетом экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины), а также действующей налоговой политики (акцизы, НДС).
Поэтому оптовые (биржевые) цены в рыночной экономике подвержены волатильности.
Так, после резкого падения оптовых цен на бензин (вслед за нетбэком) в марте-апреле 2020 г. (с 47,5 тыс. руб./т на начало марта до 39,4 тыс. руб./т к концу апреля), в мае наметился рост, обусловленный восстановлением спроса ввиду снятия карантинных мер.
Несмотря на это следует отметить, что розничные цены на моторные топлива остаются относительно стабильными на всей территории РФ.
Темпы роста цен на бензин и дизтопливо с начала 2020 г. ниже темпов инфляции - 0,4% и минус 0,4% соответственно.
Инфляция с начала 2020 г. составила +2,5%.

Минэнерго на ежедневно мониторит ситуацию на топливном рынке.
Так, проводится еженедельный штаб в Минэнерго и через каждые 2-3 дня звонки с руководством компаний, ответственных за поставки нефтепродуктов, на уровне профильного замминистра П. Сорокина для синхронизации процессов планирования производства и отгрузок нефтепродуктов на внутренний рынок, а также конкретных действий по обеспечению топливного рынка с учетом сокращения добычи нефти, графика выхода нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из ремонтов и неравномерного прироста спроса со стороны конечных потребителей после ослабления карантинных мер.

Тезисы П. Сорокина:
  • дефицита топлива на рынках нет. Производственные планы компаний выполняются - в частности, только за эту неделю производство бензина увеличено на 6,8%, запасы НПЗ и ПНПО начали расти (+6,4% за неделю), при этом продажи на бирже удерживаются на уровне 27-28 тыс. т|сутки, то есть выше утвержденных нормативов реализации;
  • значительный эффект для наполнения рынка имеет бесперебойный выход на плановый режим работы на этой и прошлой неделе Московского, Ярославского НПЗ, Самарской и Уфимской групп НПЗ, а также увеличение загрузки ряда других системообразующих НПЗ;
  • В настоящее время можно сказать о достаточности уровня запланированного производства и отгрузок для создания профицитного предложения на внутреннем рынке бензина, что позволит в т.ч. стабилизировать ценовую ситуацию в оптовом сегменте как на фоне восстановления спроса на топливо внутри страны, так и в условиях роста котировок на мировых рынках.
Благодаря проведенной работе с основными компаниями-производителями топлива, среднесуточный объем производства бензина в июне 2020 г. (за 16 дней) по сравнению с маем уже вырос на +28,7 %, а отгрузка на внутренний рынок выросла на +40,9 %, при этом экспорт снизился в 2 раза.
Ежесуточное производство бензина в России на сегодня достигает более 100 тыс. т/сутки, суммарный уровень производства бензина в июне 2020 г. планируется на уровне не ниже июня 2019 г., когда спрос был выше, чем в 2020 г.
Как следствие, с учетом роста производства запасы бензина с начала июня выросли за 16 дней на +0,1 млн т до 1,4 млн т, что в т.ч. положительно влияет на восстановление уровня коммерческих запасов топлива на НПЗ и нефтебазах.

Проводится работа не только с производителями, но и покупателями топлива - сетями автозаправочных станций (АЗС), в т.ч. и независимыми, получившими необходимую информацию о выходах отдельных НПЗ из ремонтов.
Так, вопросы работы независимых сетей АЗС, а также планы по производству бензина на российских НПЗ, накоплению коммерческих запасов и отгрузкам топлива по всем каналам реализации были обсуждены в начале июня 2020 г. на совещании у П. Сорокина, в котором также принимали участие ФАС, нефтекомпании и представители независимых сетей АЗС.

Оценки Минэнерго показывают, что в июле 2020 г. экономическая эффективность переработки нефти и реализации моторного топлива на внутреннем рынке продолжат улучшаться - это связано с ростом экспортной пошлины на нефть с 1 июля 2020 г. на 29,5 долл. США/т (около 2,1 тыс. руб.), соответственно, увеличением таможенной субсидии и обратного акциза на нефтяное сырье для НПЗ.
При этом ожидаемое восстановление маржи НПЗ в Европе (ключевой экспортный рынок) приведет к снижению отрицательного демпфера, который в настоящее время включен в оптовую цену и оплачивается НПЗ по аналогии с акцизом.
Поэтому несмотря на текущую волатильность цен в оптовом сегменте риск роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует.

Напомним, что биржевые цены на бензин АИ-95 3 дня подряд бьют исторические рекорды.
Уже 16 июня 2020г. стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 56,3 тыс. руб./т., что побило исторический рекорд в 56,1 тыс. руб./т, зафиксированный в мае 2018 г.
Цены на АИ-95 продолжили рост 17 и 18 июня 2020 г.
В связи с беспрецедентным ростом оптовых цен ФАС проводит проверку.



Автор: Д. Савосин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram