1 апреля 2020 г. вступило в силу соглашение между PGNiG и KN, которое предоставляет польской компании исключительное право на использование малотоннажной береговой станции приема и перегрузки СПГ, расположенной в морском порту Клайпеда в Литве.
В 2019 г. KN организовала тендер на эксклюзивное использование станции на 5 лет.
Предложение PGNiG было признано наиболее выгодным, и в ноябре 2019 г. компании подписали соглашение.
В настоящее время в Польше имеется 8 авто заправочных станций АГЗС СПГ, 2 из которых были открыты в 2020 г.
Наличие таких АГЗС стимулирует использование СПГ:
- обеспечивает доступ СПГ к дальним автомобильным перевозкам,
- растет количество станций регазификации СПГ в удаленных от газотранспортной систем (ГТС) территориях.
Потихоньку PGNiG укрепляет свои позиции в области мелкооптовой торговли СПГ и на зарубежных рынках.
Компания уже работает в Германии и Чехии.
Присутствие в г. Клайпеде позволит компании войти на этот рынок в Литве, Латвии и Эстонии.
В Литве развивается рынок мелкооптового СПГ.
Национальный план действий в области энергетики и климата на 2021- 2030 гг, утвержденный властями Литвы в конце 2019 г, включает меры по содействию развитию АГЗС СПГ, поддержке развития наземного и водного транспорта, работающего на СПГ.
Смета Программы изменения климата на 2020 г, утвержденная в марте, уже включает в себя специальные средства на сумму 35 млн Евро для субсидирования использования более экологичного топлива в национальном транспорте, из которых 20 млн Евро предназначены для сектора общественного транспорта и 15 млн на покупку транспорта и развитие сети АГЗС СПГ.
Клайпедская малотоннажная перегрузочная станция СПГ
Клайпедская малотоннажная перегрузочная станция СПГ расположена у входа в порт Клайпеда.
Ввод в эксплуатацию - октябрь 2017 г.
Состоит из 5 резервуаров для СПГ, вместимостью 1000 м3, каждый. Всего - 2250 тонн СПГ.
На станции можно заправлять одновременно СПГ до 2 грузовиков или ISO-контейнеров.
Причал станции позволяет не только выгружать СПГ с судов, но и обеспечить бункеровку небольших судов, использующих СПГ в качестве судового топлива, или танкеров - бункеровщиков.
С начала эксплуатации на станцию доставлено 44 000 м3 СПГ.
По сравнению с 2018 - 2019 гг. на Клайпедской малотоннажной перегрузочной станции СПГ:
- объем перевалки увеличился на 45 %;
- 12 компаний из Литвы, Эстонии и Польши использовали станцию СПГ для заправки своих грузовиков.
Klaipedos Nafta
КН является оператором:
- плавучего терминала регазификации и хранения СПГ, пришвартованного с 2014 г в порту Клайпеда, FSRU Независимость,
- малотоннажной станции приема и перегрузки СПГ, расположенная у входа в порт.
Построенный на волне русофобии, проект никогда не был прибыльным.
Но всегда соответствовал политике властей Литвы.
Пожалуй, довольна только Höegh LNG, которая 19 марта 2020 г. сообщила о перекредитовке и увеличении по кредитной линии FSRU Независимость до 104 млн долл США со сроком погашения в декабре 2024 г.
Все тяготы этого кредита по факту оплачивает Литва, а умелые викинги лишь вовремя предложили проект, почувствовав дивиденды на этом политическом проекте.
В 2024 г. власти Литвы выкупят FSRU, бравые норвеги погасят кредит и зажмут в ладошках громадную прибыль.
Однако есть и позитив.
Klaipedos Nafta получила немалые компетенции, обслуживая FSRU, и стала заметным игроком на рынке сервиса плавучих СПГ- проектов.
У властей Литвы и Польши русофобия, пожалуй, наибольшая.
А если к этому добавить и экономическую выгоду от совместного развития СПГ-проектов, то очевидно, что сотрудничество будет крепкое.
Не имея достаточных ресурсов полезных ископаемых и финансовых средств, обе страны эффективно увеличивают глубину переработки газа, развивая компетенции и высокие технологии малотоннажного СПГ.
Автор: О. Бахтина