USD 64.4156

-0.12

EUR 71.8427

-0.12

BRENT 70.62

-0.16

AИ-92 41.76

-0.02

AИ-95 45.16

+0.01

AИ-98 49.98

-0.09

ДТ 46.15

0

4 мин
308

Маржинальность как ресурс. НТС предостерегает о новом скачке цен на бензин и предлагает реформу внутреннего рынка

НТС пожаловался на рост цен на топливо на бирже и снижающуюся в результате этого маржинальность независимых АЗС. В союзе уверены. что повторение топливного кризиса весны 2018 г. все более вероятно.

Маржинальность как ресурс. НТС предостерегает о новом скачке цен на бензин и предлагает реформу внутреннего рынка Маржинальность как ресурс. НТС предостерегает о новом скачке цен на бензин и предлагает реформу внутреннего рынка

Москва, 16 мая - ИА Neftegaz.RU.Независимый топливный союз (НТС) предложил ряд мер для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов в т.ч. отказ от демпфирующего механизма. В противном случае, там считают, что может повторится сценарий 2018 г., когда цены на бензин резко влетели вверх.

В период с 15 апреля по 15 мая 2019 г. оптовые цены на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросли на 23% на бензин АИ-92 и на 18,5% на АИ-95.
Цена на летнее дизтопливо выросла на 2,5%.
Оптовая цена АИ-92 составила 49 079 руб./т или 36,6 руб./л, АИ-95 - 50 608 руб./т или 38,2 руб./л, летний дизель - 47 769 руб./т или 39,8 руб./л.
С некоторым лагом оптовые цены транслируются в мелкий опт.
К примеру, в Саратовской области за указанный период цены на АИ-92 выросли на 11,2%, АИ-95 - на 10,4%, а на летний дизель - на 2%.
В условиях высокого сезона следует прогнозировать дальнейший рост оптовых и мелкооптовых цен.
Цены региональных сбытов ВИНК повышаются практически ежедневно.
Такая динамика характерна для всех регионов РФ.

В тоже время мировые цены на нефть марки Urals в течение мая 2019 г. сохраняют волатильность в диапазоне 1-2 долл. США на уровне 71-72 долл. США/барр.
Таким образом, с началом высокого сезона при довольно стабильных ценах на нефть оптовые цены на нефтепродукты стали стремительно расти, отыгрывая разницу по сравнению с индексом экспортной альтернативы - netback.
В свою очередь, заморозка розничных цен сохраняется.
Из-за этого рост оптовых цен съедает маржинальность топливной розницы.
Оптово-розничная маржинальность по АИ-92 в среднем по России на сегодня составляет 5 руб./л, по АИ-95 и ДТ в районе 6 руб./л.
Учитывая логистические издержки, данный уровень маржинальности уже приводит к однозначным убыткам предприятий нефтепродуктообеспечения.

5 апреля 2019 г. правительство продлило до 1 июля 2019 г. соглашение с крупнейшими нефтекомпаниями по сдерживанию роста цен на бензин и дизтопливо.
Предыдущее соглашение прекращало своё действие 31 марта 2019 г.
Предполагалось, что за время его действия заработает демпфирующий механизм, который с одной стороны даст рентабельность замороженной рознице, а с другой позволит работать в прибыль нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), испытывающей давление со стороны выросших акцизов.
Однако, демпфер, который правительство рассматривало как инструмент обеспечения достаточной маржинальности и для НПЗ, и для розницы, не справился с поставленными задачами.

В НТС отметили, что НПЗ оказались в зависимости от текущей налоговой политики и нежелания правительства уменьшать свои бюджетные аппетиты, а АЗС испытывают давление от стремления сдерживать рост цен на топливо в розничном секторе.
Сегменты топливного рынка от НПЗ до розницы оказались зажаты в регуляторных тисках.
В итоге регуляторы в ручном режиме определяют, кто получает маржинальность, а кто терпит убытки, то есть буквально - маржинальность выступает своего рода ресурсом, который перераспределяется между переработкой и розницей в зависимости от тактических целей правительства.
НПЗ, сохранявшие приемлемую рентабельность в 2018 г., в 2019 г. оказались в кризисном состоянии.
Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком достиг максимального значения в апреле 2019 г.: по бензину - 23948 руб./т по дизтопливу - 9259 руб./т.
И если НПЗ ВИНКов еще как-то сводит концы с концами за счет других центров прибыли и частичного возврата обратного акциза на нефть, то независимые НПЗ фиксируют убытки.
В условиях неработающего демпфера рост оптовых, а в конечном счете и розничных цен на моторные топлива неизбежен.
НПЗ были загнаны в минус, что привело к остановке крупнейшего независимого Антипинского НПЗ, а в предбанкротном состоянии находятся еще 14 независимых НПЗ.

НТС предложил ряд мер для выхода из надвигающегося кризиса:
  • отказ от демпфера в пользу снижения акциза на бензин и дизтопливо 5го экологического класса не менее, чем на 50%; установление плавающего коридора оптово-розничной маржинальности, значение которого напрямую зависит от биржевых индикаторов и обеспечивает не менее 15% уровень маржинальности розницы; повышение объемов реализации на бирже в высокий сезон;
  • разработка системной реформы нефтегазовой отрасли. Проведение либерализации розничных цен, привязав их предельные значения к биржевым индексам (предельное значение по бензинам +30% от биржевой цены, +25% по дизтопливу), кратное увеличение обязательных нормативов поставки нефтепродуктов, произведенных на территории РФ, на СПбМТСБ, а также отмена акцизов на топливо или кратное их снижение. Эти меры позволят вырвать нефтепереработку и розницу из регуляторных тисков, а также обеспечить приемлемую маржинальность всем хозяйствующим субъектам;
  • снижение экономических и внеэкономических издержек НПЗ и АЗС за счет механизма гильотины нормативно-правовых актов, регулирующих топливный сектор. 
Напомним, что правительство и нефтекомпании договорились изменить параметры демпфирующего механизма, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок.
В частности, решено снизить индикативные цены на бензин и дизтопливо в формуле демпфирующего механизма - с 56 тыс. до 51 тыс. руб./т и с 50 тыс. до 46 тыс. руб./т соответственно.
Это потребовало дополнительных расходов бюджета.
Минфин и Минэнерго долгое время не могли прийти к согласию по определению источников средств для компенсаций.
В результате было решено, что корректировка демпфирующего механизма будет проводиться за счет введения акцизов на все неподакцизные жидкие нефтепродукты и надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с привязкой к цене нефти. При этом нефтяные компании в 2019 г. получат из ФНБ 400-450 млрд руб.

Автор: Д. Савосин

Источник : Neftegaz.RU