При этом оборот в денежном выражении относительно сентября 2024 г. увеличился на 5%, до 190,37 млрд руб.
По данным Петербургской биржи:
- бензинов продано 760 тыс. т, что на 5% меньше, чем в сентябре 2024 г.:
- продажи АИ-92 составили 441 тыс. т (-2,3%),
- АИ-95 - 315 тыс. т (-8%);
- дизельного топлива в уходящем месяце реализовано 1,532 млн т, что чуть больше чем на 3% превышает уровень продаж сентября 2024 г.,
- при этом продажи основного вида - летнего - упали на 11%, до 862,5 тыс. т,
- продажи по всем остальным видам увеличились:
- межсезонного было реализовано 293 тыс. т (+28%),
- зимнего - 208 тыс. т (+28,3%),
- арктического - 169 тыс. т (+33,4%);
- продажи топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) составили 145 тыс. т (-4,9% к сентябрю 2024 г.);
- топочного мазута (включая крекинговый мазут) - 153 тыс. т (-4,9%);
- сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СУГ) - 191 тыс. т (-1,3%).
Продажи бензина в отчетном периоде упали на 2,8%, до 7,74 млн т. В частности, объемы реализации АИ-92 сократились на 4,7%, до 4,47 млн т, АИ-95 повысились на 0,2%, до почти 3,21 млн т. Дизельного топлива в январе-сентябре реализовано 14,4 млн т, что на 6% больше уровня продаж за аналогичный период прошлого года. Продажи авиакеросина за девять месяцев составили 1,31 млн т (-2,2% к январю-сентябрю 2024 г.), топочного мазута (включая крекинговый мазут) - 1,47 млн т (+0,4%), СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта - чуть более 1,7 млн т (-7,1%).
В 2024 г. объем реализации нефтепродуктов на Петербургской бирже увеличился на 20%, до рекордных 37,19 млн т:
- продажи дизельного топлива выросли на 27,5%, до 18,81 млн т;
- АИ-92 - на 7,6%, до 6,47 млн т,
- АИ 95 - на 19,8%, до 4,35 млн т.
Топливный кризис
2 октября 2025 г. стало известно, что стоимость бензина АИ-92 на Петербургской бирже вернулась к росту. Цена АИ-95 увеличилась до 80,044 тыс. руб./т.Рост стоимости топлива эксперты связывают с дефицитом нефтепродуктов на рынке, на который ранее указывал вице-премьер РФ А. Новак.
Проблемы на топливном рынке начались из-за атак на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Так, в РБК со ссылкой на данные агентства количественной информации «Сиала» отмечали, что на российских НПЗ зафиксирован рекордный уровень простоев мощностей первичной переработки нефти. К 28 сентября 2025 г. приблизительно 38% мощностей не было задействовано, что эквивалентно 338 тыс. т/сутки. По оценкам экспертов, общая доступная мощность переработки на действующих НПЗ сейчас составляет около 555 тыс. т/сутки.
Для стабилизации ситуации на рынке, российское правительство ввело ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива до конца текущего года. Для бензина запрет продлен для всех участников рынка, а для дизеля, судового топлива и прочих газойлей запрет введен только на непроизводителей.
Также вице-премьер РФ А. Новак заявлял, что правительство РФ в ручном режиме решает вопросы с обеспечением топлива в тех субъектах страны, где наблюдаются перебои.
Кроме того, Российский топливный союз (РТС) сообщал, что рентабельность автомобильных заправочных станций (АЗС) по бензину в данный момент отрицательна, ряд независимых АЗС уже закрывается.
- обеспечить выполнение в полном объеме рекомендации Минэнерго РФ по объемам мелкооптовых и биржевых продаж, а также сроков и объемов отгрузки по биржевым сделкам;
- при таргетировании роста розничных цен на ГМТ вместо индекса потребительских цен использовать композитный индекс инфляции, учитывающий рост налоговой и кредитной нагрузок;
- рассмотреть временный запрет экспорта дизельного топлива для производителей с его реализацией до наступления холодов.