Предварительную оценку исполнения федерального бюджета в январе-мае 2025 г. Минфин РФ представил 10 июня 2025 г.
Согласно данным ведомства, в январе-мае 2025 г.:
- нефтегазовые доходы:
- составили 4,24 трлн руб., что меньше показателей аналогичного периода 2024 г. на 14,4% преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть, а также единовременного поступления доплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в феврале 2024 г.,
- поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, однако существуют риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры,
- в соответствии с обновленными параметрами прогноза социально-экономического развития вследствие снижения цен на нефть по итогам 2025 г. ожидаются недополученные нефтегазовые доходы в размере 447 млрд руб.,
- накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов;
- ненефтегазовые доходы выросли на 12,3% и составили 10,492 трлн руб., несколько превысив плановый уровень:
- это формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов,
- рост поступлений оборотных налогов, включая НДС, в январе-мае составил 5,8% по сравнению с периодом 2024 г.,
- в целом траектория поступления ненефтегазовых доходов в январе-мае 2025 г. наряду с более высоким уровнем налоговой базы 2024 г. формируют предпосылки для значимого превышения динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№ 419-ФЗ от 30 ноября 2024 г.).
Динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась с февраля (+11,9% г/г в феврале-мае) после ускоренного финансирования расходов в январе 2025 г. (+64,1% г/г), связанного с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
По итогам января-мая 2025 г. федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 3,39 трлн руб., что на 2,66 трлн руб. ниже уровня аналогичного периода 2024 г.
Это, главным образом, обусловлено:
- опережающим финансированием расходов в январе 2025 г.,
- снижением поступлений нефтегазовых доходов.
По данным Минфина, в целом, в 2025 г. объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами бюджетного правила).
При этом отдельные расходы текущего года профинансированы за счет авансового перечисления дополнительных ненефтегазовых доходов, сформированных в конце 2024 г.
Это будет обеспечивать повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2025 г., в т.ч. в свете возможного увеличения обязательств федерального бюджета, зависящих от значения ключевой ставки, вследствие повышения Банком России ее прогнозной траектории в 2025 г.
Ранее Минфин сообщил, что нефтегазовые доходы бюджета в мае 2025 г. составили 512,7 млрд руб., что на 35,4% меньше по сравнению с маем 2024 г. и в 2,1 раза - с апрелем 2025 г.
Выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего механизма за май 2025 г. - составили 42,5 млрд руб., что в 4,7 раза меньше в годовом сравнении и на 32,2% - в месячном, а за январь-май 2025 г. - 510,2 млрд руб., снижение на 38,4%.
Также по данным ведомства, ожидаемый объем недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета в июне 2025 г. прогнозируется в размере 40,3 млрд руб.
Автор: А. Гончаренко