USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

, Обновлено 20:43
3 мин
1475

РФ подала иск в ВТО к ЕС по вопросу пограничного корректирующего углеродного механизма

По мнению РФ, через ПКУМ Брюссель борется не с изменением климата, а с проблемой переноса европейских производств в третьи страны.

РФ подала иск в ВТО к ЕС по вопросу пограничного корректирующего углеродного механизма

Москва, 20 мая - ИА Neftegaz.RU. Россия направила во Всемирную торговую организации (ВТО) запрос о проведении консультаций с Евросоюзом по вопросу пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ, Carbon Border Adjustment Mechanism).
Об этом сообщила пресс-служба Минэкономразвития.

По мнению российской стороны, механизм существенно ограничивает доступ на рынок ЕС.
Таким образом организация пытается переложить свои проблемы на другие государства и сохранить рынок неконкурентным способом.

В течение последних лет на площадках различных рабочих органов ВТО Россия последовательно обращала внимание всех членов организации, включая ЕС, на несоответствие ПКУМ базовым правилам ВТО.
Российскую позицию разделяли многие члены организации.

Тезисы обеспокоенного министра М. Решетникова:
  • реальные цели ЕС - оградить свои отрасли промышленности от добросовестных иностранных производителей и решить проблемы собственной неэффективности;
  • ЕС пытается навязать всему миру стандарты, которые выгодны только властям ЕС;
  • борьба с изменениями климата - в данном случае лишь предлог;
  • ПКУМ не имеет с ней ничего общего;
  • напротив, он забирает в бюджет ЕС и так ограниченные ресурсы развивающихся стран, которые могли бы быть направлены ими на модернизацию своих производств, или снижение влияния выбросов на климат наиболее экономически эффективным для них способом;
  • еще на стадии разработки ПКУМ мы последовательно доводили до представителей ЕК свои опасения о несоответствии механизма таким базовым нормам ВТО, как режим наибольшего благоприятствования, запрет на ограничения импорта, а также тарифным обязательствам ЕС в ВТО;
  • к сожалению, ЕС проигнорировал наши обеспокоенности.
Министр уточнил:
  • ПКУМ, несмотря на санкции, затрагивает интересы российских производителей, поскольку распространяется на всю цепочку производства продукции;
  • через ПКУМ ЕС борется не с изменением климата, а с проблемой переноса европейских производств в 3 страны.
На 1м этапе спор может быть урегулирован в течение 60 дней.
Если стороны не достигнут соглашения, то Россия сможет передать спор на рассмотрение третейской группы - 3х экспертов из правительственных или неправительственных специалистов.

ПКУМ

Позиция ЕС:
  • механизм пограничного регулирования выбросов углерода (ПКУМ, CBAM) - это инструмент ЕС:
    • для установления справедливой цены на углерод, выбрасываемый при производстве углеродоемкой продукции, поступающей в ЕС,
    • для поощрения более чистого промышленного производства в странах, не входящих в ЕС;
  • ПКУМ позволяет подтвердить, что была уплачена цена за выбросы углерода, образующиеся при производстве определенной продукции, импортируемой в ЕС;
  • ПКУМ гарантирует, что цена на углерод импорта эквивалентна цене на углерод при внутреннем производстве, и что климатические цели ЕС не будут подорваны;
  • ПКУМ разработан таким образом, чтобы быть совместимым с правилами ВТО.
Лукавство определенное, конечно, есть: заплати денежки в бюджет ЕС в виде особого налога и поставляй углеродоемкую продукцию в ЕС.
Опять выдача индульгенций.
Вот если бы ЕС запретила поставки продукции углеродоемкой, то им бы был большой респект.

ПКУМ будет полностью внедрен с 2026 г.
Регламент ЕС предусматривает, что изменение режима торговли охваченными ПКУМ товарами будет проводиться постепенно:
  • с 1 января 2023 г. начали действовать переходные положения;
  • с октября 2023 г. по 2025 г действует переходный период;
  • с 2026 г. будут применяться дополнительные требования, в т.ч. о покупке сертификатов ПКУМ.
Цена сертификатов ПКУМ будет рассчитываться в зависимости от еженедельной аукционной цены квот СТВ ЕС, выраженной в евро/т CO2.
Импортеры будут декларировать выбросы, заложенные в их импорте, и ежегодно сдавать соответствующее количество сертификатов.
Если импортеры могут доказать, что цена на углерод уже была уплачена во время производства импортируемой продукции, соответствующая сумма может быть вычтена.
Протекционизм в чистом виде, облеченный в оболочку декарбонизации.

Согласно регламенту, импортировать охваченную ПКУМ продукцию смогут только декларанты, которые получили специальные полномочия в компетентном органе страны - члена ЕС.
В рамках ПКУМ с 2026 г. на многие товары, импортируемые в ЕС, введут особый налог.
Предполагается, что он компенсирует разницу при производстве внутри ЕС и ввозе из других стран.
Постепенное внедрение ПКУМ согласуется с поэтапным отказом от выделения бесплатных квот в рамках Системы торговли выбросами ЕС (ETS) для поддержки декарбонизации промышленности ЕС.
Процесс подачи заявок на получение статуса уполномоченного декларанта ПКУМ начался 31 марта 2025 г. в реестре CBAM.
И у производителей РФ сразу возникли проблемы.

О планах разработки ПКУМ для отдельных секторов Еврокомиссия заявила в конце 2019 г.
Официальный проект регламента ЕС о ПКУМ был опубликован в июле 2021 г.
Норма затрагивает поставщиков цемента, черных металлов, алюминия, электроэнергии, удобрений и водорода.

До введения санкций объем импорта из России, потенциально попадающего под ПКУМ, оценивался в 8,5 млрд евро.
В 2023 г. Центр макроэкономических исследований Научно-исследовательского финансового института Минфина оценивал потери от ПКУМ в 0,17% ВВП России.



Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK