Предварительную оценку исполнения федерального бюджета в 1м квартале 2025 г. Минфин РФ представил 8 апреля 2025 г.
Исполнение бюджета в 1м квартале 2025 г.
По сообщению Минфина РФ, в 1м квартале 2025 г.:
- нефтегазовые доходы:
- составили 2,64 трлн руб., что меньше показателей аналогичного периода 2024 г. преимущественно вследствие единовременного поступления доплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в феврале 2024 г., а также снижения средней цены на нефть,
- поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, однако существуют риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры,
- накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов;
- ненефтегазовые доходы увеличились на 10,6% и составили 6,4 трлн руб., несколько превысив плановый уровень:
- это формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов,
- рост поступлений оборотных налогов, включая НДС, в первом квартале составил 9,4% по сравнению с 1м кварталом 2024 г.,
- в целом траектория поступления ненефтегазовых доходов в 1м квартале 2025 г. наряду с более высоким уровнем налоговой базы 2024 г. формируют предпосылки для значимого превышения динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№ 419-ФЗ от 30 ноября 2024 г.).
Динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась в феврале-марте (+9,1% г/г) после ускоренного финансирования расходов в январе 2025 г. (+64,1% г/г), связанного с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
По итогам 1го квартала 2025 г. федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 2,17 трлн руб., что на 1,88 трлн руб. ниже уровня аналогичного периода 2024 г.:
это, главным образом, обусловлено опережающим финансированием расходов в январе 2025 г. и не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 г. в целом,
при этом в марте 2025 г. федеральный бюджет сложился с профицитом.
По данным Минфина, в целом, в 2025 г. объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами бюджетного правила).
При этом отдельные расходы текущего года профинансированы за счет авансового перечисления дополнительных ненефтегазовых доходов, сформированных в конце 2024 г.
Это будет обеспечивать повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2025 г., в т.ч. в свете возможного увеличения обязательств федерального бюджета, зависящих от значения ключевой ставки, вследствие повышения Банком России ее прогнозной траектории в 2025 г.
Ранее Минфин сообщал, что в январе-феврале 2025 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 1,5604 трлн руб., что на 3,7% меньше, чем за 2 месяца 2024 г.
Выплаты по демпферу за 2 месяца 2025 г. выросли на 11,0%, до 304,7 млрд руб.
Ведомство также прогнозировало объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в марте 2025 г. в размере 57,2 млрд руб.
Автор: А. Гончаренко