Об этом сообщил Ъ.
По данным Kpler:
- морской экспорт российской нефти сорта ВСТО, который загружается на танкеры из порта Козьмино, в мае идет на новый рекорд;
- рост экспорта ВСТО в мае к апрелю составил 5%, достигнув 960 тыс. барр./сутки;
Морские партии данного сорта нефти доставляются в порт Козьмино по магистральному нефтепроводу (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО).
Также напрямую в Китай уходит отвод от МНП ВСТО - нефтепровод Сковородино - Мохе.
Сорт нефти ВСТО:
- с низким содержанием серы, поставляемый на восток с месторождений Восточной Сибири;
- ценообразование ВСТО было основано на привязке к нефти сорта Dubai.
Также из-за качества даже после начала СВО на Украине ВСТО продолжал торговаться с небольшим дисконтом к бенчмарку.
Котировки ВСТО, как и Sokol, в отличие от основного российского экспортного сорта Urals, всегда превышали потолок цен на российскую нефть, установленный странами G7 (60 долл. США/барр.).
В марте Индия перестала закупать нефть сорта ВСТО и Sokol.
В 2022 г.:
- Индия стала активно приобретать партии ВСТО, после того как в 2022 г. на фоне введения санкций от закупок отказались некоторые покупатели, присоединившиеся к ограничениям;
- с марта были прекращены поставки ВСТО в США, которые ввели эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов
- с мая нефть этого сорта не покупают Южная Корея и Япония.
- в апреле и мае Индия приобретала 70 тыс. барр./сутки нефть сорта ВСТО;
- за 2024 г. Китай импортировал около 835 тыс. барр./сутки этого сорта нефти, что
- рост тогда составил на 10%, если сравнивать с 2023 г.;
- в мае:
- 2 партии нефти, с объемом по 100 тыс. т каждая, приобрела индийская Indian Oil Corporation;
- 1 партию купила компания Reliance.
- США ужесточили меры по контролю за соблюдением потолка цен;
- ввели санкции против эмиратской Sun Ship Management, которая управляет танкерами Совкомфлота.
- в последние недели азиатские покупатели наращивали закупки ВСТО в связи со снижением дифференциала (торгуется ниже Brent примерно на 0,5-1 долл. США/барр.) из-за существенного объема предложения этого сорта;
- ближневосточные производители держат цены на высоком уровне, например, Saudi Aramco подняла цены на 0,5-1,1 долл. США/барр.;
- в результате партия сорта нефти Arab Light с доставкой Индию может стоить выше на 4 долл. США/барр. к котировкам Dubai, основного азиатского сорта, а ВСТО торгуется с дисконтом 2 долл. США/барр.;
- дороговизна региональных эталонов вполне могла подтолкнуть индийских нефтепереработчиков к возвращению на рынок ВСТО;
- санкции в отношении российских танкеров и в целом судоходства работают неэффективно;
- у рынка исходно было много опасений, на данный момент танкеры Совкомфлота без проблем бороздят южные моря.
Автор: П. Паршинова