Об этом сообщает Минфин РФ.
Тезисы ведомства:
- нефтегазовые доходы:
- составили 4 157 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+82,2% г/г), преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления в феврале доплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть за 4 кв. 2023 г., связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье,
- поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем,
- накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов;
- ненефтегазовые доходы
- составили 7 526 млрд руб. и увеличились на 36,8% г/г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,
- поступления оборотных налогов, включая налог на добавленную стоимость (НДС), по итогам января-апреля выросли на 25,4% к уровню прошлого года (+30,7% г/г в апреле) и превысили плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов,
- значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали плановые поступления неналоговых доходов единовременного характера,
- в целом, объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам 4 месяцев 2024 г. свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№540-ФЗ от 27 ноября 2023 г.).
При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов - как федерального бюджета (+37% г/г), так и бюджетной системы в целом (+24% г/г) - наблюдается устойчивая положительная динамика.
Объем расходов федерального бюджета по итогам января-апреля 2024 г. составил 13 168 млрд руб., что выше уровня предыдущего года на 21,5% г/г.
В ведомстве отмечают, что ускоренное финансирование расходов в феврале-апреле 2024 года в т.ч. связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
В целом, в 2024 г. объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№540‑ФЗ от 27 ноября 2023 года) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»).
Федеральный бюджет по итогам января-апреля 2024 г. сложился с дефицитом в размере -1 484 млрд рублей, что на +1,5 трлн рублей ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Напомним, что за 1й квартал 2024 г. нефтегазовые доходы составили 2,928 трлн руб., что на 79,1% больше, чем в 1м квартале 2023 г., в т.ч. базовые нефтегазовые доходы выросли на 30,7%, до 2,524 трлн руб.Дополнительные нефтегазовые доходы составили 404,6 млрд руб., тогда как годом ранее они были отрицательными (-295,5 млрд руб.).
Основным источником нефтегазовых доходов в 1м квартале 2024 г. был НДПИ:
- поступления от НДПИ выросли в 1,9 раза и составили 3,8087 трлн руб., в т.ч.:
- нефть - 2,541 трлн руб., рост в 2 раза,
- газ - 385,7 млрд руб., рост на 41,6%,
- газовый конденсат - 160,3 млрд руб., рост в 1,8 раза;
- поступления от экспортных пошлин в связи с завершением финального витка большого налогового маневра снизились на 46,4%, до 113,6 млрд руб.;
- поступления по налогу на добавленный доход (НДД) выросли в 2,8 раза, до 587 млрд руб.;
- выплаты нефтяным компаниям в рамках демпфирующего механизма выросли в 1,7 раза и составили 438,9 млрд руб.