USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.38

0

Природный газ 1.988

0

3 мин
...

А. Новак о взаимоотношениях с ОПЕК, эмбарго на экспорт бензина и цене топлива без демпфера

Вице-премьер отметил, если бы не сокращение добычи участниками ОПЕК+ в 2023 г., нефтяной рынок находился бы в жестком профиците.

А. Новак о взаимоотношениях с ОПЕК, эмбарго на экспорт бензина и цене топлива без демпфера

Источник: kremlin.ru

Москва, 12 мар - ИА Neftegaz.RU. Нефтегазовая отрасль еще долго будет доминирующей в мировом энергобалансе.
Об этом заявил вице-премьер РФ А. Новак в интервью журналу Эксперт.

Углеводороды будут оставаться основой мировой энергетики.
Сбалансированная политика стран - экспортеров энергоресурсов поможет удерживать оптимальные цены на сырье и эффективно пополнять национальные бюджеты.
Вице-премьер отметил:
  • действие соглашения ОПЕК+ - это пример успешного опыта кооперации производителей нефти для ограничения избыточного предложения на мировом нефтяном рынке, стабилизации финансовых рынков, а также исполнения добровольно взятых на себя обязательств;
  • в рамках соглашения Россия подтверждает свою роль надежного партнера и ключевого члена ОПЕК+;
  • если бы не сокращение добычи участниками ОПЕК+ в 2023 г., нефтяной рынок находился бы в жестком профиците;
  • совместные усилия стран позволили сбалансировать рынок и удержать оптимальный уровень цены.
На 2024 г. Россия сохранила добровольный уровень добычи в 9,45 млн барр./сутки.
С текущей динамики роста спроса было решено дополнительно сократить добычу еще на 471 тыс. барр./сутки во 2м квартале 2024 г.

Правительство РФ продлило запрет на публикацию статистики по добыче углеводородов в России до 1 апреля 2025 г.
Распоряжение правительства РФ от 5 марта 2024 г. № 513-р опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 марта.

Евросоюз, нефть и импорт

Тезисы А. Новака:
  • ЕС в 2023 г. в 5 раз сократил импорт трубопроводного газа из России;
  • одновременно существенно увеличил закупки российского сжиженного природного газа (СПГ) - до 15 млн т, что на 38% выше уровня 2021 г.;
  • на фоне резкого сокращения импорта российского газа по трубе (за 2021-2023 гг. снизился примерно в 5 раз) ЕС за тот же период нарастил закупки СПГ из России - до более чем 15 млн т, что на 38% выше уровня 2021 г.;
  • значимым фактором отказа от российского газа в Европе является сокращение потребления и деиндустриализация.
Страны ЕС постепенно сокращают импорт и других российских энергоресурсов.
Доля России в импорте ЕС:
  • природного газа сократилась с 45% в 2021 г. до менее 15% в 2023 г.;
  • нефть - с 27% до 4%;
  • нефтепродукты - с 50% до 9%.

Что с российским газом в Европе?

Ситуация на газовом рынке стран Евросоюза до сих пор остается нестабильной.
Внешние риски, а также восстановление спроса на газ могут привести к новому витку роста цен на природный газ в Европе.

Вице-премьер отметил:
  • реализация любого из внешних рисков способна привести к существенному росту цен на энергоресурсы в Европе;
  • страны ЕС находятся в ситуации, при которой восстановление спроса на газ на фоне относительно низких цен может повлечь за собой новый виток роста цен;
  • говорить о том, что Европа эффективно заместила поставки из России, некорректно.
А. Новак добавил, что на данный момент газовый рынок ЕС и цены остаются чрезвычайно чувствительными к внешним факторам, таким как конкуренция за энергоресурсы со стороны быстрорастущих азиатских экономик.
Напомним, что в 2023 г. потребление газа в ЕС сократилось на 7% по сравнению с 2022 г., примерно до 330 млрд м3.
Падение от уровня 2021 г. составило около 20%.

Цены на топливо

У Правительство РФ в планах нет вводить госрегулирование розничных цен на топливо.
Из-за того, что это может привести к дефициту и сокращению инвестиций в отрасль.

Тезисы А. Новака:
  • идея введения государственного регулирования цен на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов неоднократно ранее прорабатывалась, однако не была поддержана;
  • она может привести к искажению свободного рыночного ценообразования, дестимулировать инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и развитие сетей автозаправочных станций (АЗС);
  • в свою очередь, создает предпосылки для возникновения дефицита топлива;
  • справедливая розничная цена на топливо теоретически могла бы представлять собой сумму цены экспортной альтернативы и минимально необходимых затрат на ведение розничного бизнеса в зависимости от региона;
  • однако так как правительством было принято системное решение о субсидировании внутреннего потребителя топлива за счет рыночных экономических механизмов, таких как демпфер, то определять сейчас предельную розничную цену было бы некорректно.
Вице-премьер напомнил, что в настоящее время на рынке топлива действует демпфирующий механизм, который сглаживает влияние внешних факторов на внутренние цены.
Благодаря ему, с начала 2024 г. розничные цены на бензин и дизельное топливо не изменились, хотя инфляция составила 1,4%.

В настоящее время топливный рынок регулируется в т.ч. демпфирующим механизмом:
  • если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы;
  • в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Российский бюджет в 2023 г. выплатил нефтяным компаниям по топливному демпферу 1,588 трлн руб. против 2,171 трлн руб. в 2022 г.


Автор: П. Паршинова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram