Об этом сообщил Ъ со ссылкой на источники на рынке.
Осенью 2023 г. цены на топливо снизили после введения эмбарго, однако на данный момент оптовые цены на топливо остались прежними после введения эмбарго.
По данным собеседников Ъ:
- пока нефтяники существенно не увеличили предложение бензина на бирже;
- участники рынка обращают внимание на ухудшение ситуации с ж/д логистикой топлива.
Экспорт при этом сократился до 0,9 тыс. т/сутки.
Рост отгрузок был связан с возобновлением ограничений экспорта бензина, которые действовали с сентября по ноябрь 2023 г.
На протяжении 3х месяцев 2023 г. отгрузки топлива на внутренний рынок России были на уровне 106-113 тыс. т/сутки.
Как повлиял эмбарго на экспорт топлива 2023 г. на цены:
- благодаря эмбарго цены на бензин АИ-95 на СПбМТСБ снизились на 30%;
- цены возобновили рост в 2024 г.,
- увеличившись по сравнению с минимумами начала 2024 г. на 35%;
Также в первые дни марта АИ-95 ежедневно дорожал.
Снижение цены началось лишь 6 марта на 1,5%, до 58,7 тыс. руб/т.
В настоящее время оптовые цены на бензин все еще на 25% ниже максимумов начала сентября 2023 г., когда они достигали 76 тыс. руб./т марки АИ-95.
Тезисы источников Ъ:
- стоимость топлива на СПбМТСБ не показывает устойчивого снижения в связи с тем, что нефтяные компании не добавили товара на бирже на фоне растущего спроса, усугубляется и проблема с простоем цистерн;
- сейчас ситуация еще хуже, чем в 2023 г.;
- целью эмбарго являлось не устойчивое снижение, а стабилизация биржевых цен, которые пока устраивают и нефтяников, и АЗС;
- весной стоимость топлива традиционно растет на фоне ремонтов на НПЗ и одновременного восстановления спроса на топливо.
Ранее сообщалось, что восстановление эмбарго на экспорт бензина из России может привести к дополнительным сложностям с железнодорожными перевозками нефтепродуктов.
В министерстве предлагали повысить приоритет перевозки нефтеналивных грузов по железной дороге, однако решение пока не принято.
Также рынок опасается дефицита вагонов-цистерн:
- оборот вагона на экспортных направлениях существенно ниже, чем на внутренних (17,6 суток против 21,8),
- 1 внутренний рейс требует на 4,2 суток больше времени, чем экспортный.
Тезисы С. Кондратьева из Института экономики и финансов:
- текущий уровень отгрузок является достаточно высоким,
- в марте 2023 г. российские НПЗ в среднем ежедневно отгружали 98,3 тыс. т,
- в марте 2022 г. отгрузки составили 102 тыс. т;
- это выше среднего уровня июля 2022 г. (114,9 тыс. т), когда был достигнут исторический максимум поставок на внутренний рынок;
- высокий внутренний спрос позволяет поддерживать баланс на рынке в отсутствие экспорта.
Этапы эмбарго и для чего его восстанавливали?
Первоначально запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России был введен 21 сентября 2023 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива.Ограничения постепенно ослаблялись, в т.ч. экспортное эмбарго по бензину было снято 17 ноября.
По данным Ъ, в октябре 2023 г. (единственный полный месяц действия эмбарго) поставки бензина за рубеж снизились до минимальных 1,3 тыс. т/сутки (эмбарго не распространялось на объемы поставок по межправсоглашениям и вывоз топлива для нужд российских структур и организаций за рубежом).
За декабрь 2023 г. (первый полный месяц после снятия эмбарго) экспорт бензина был на уровне 15 тыс. т/сутки, а производство топлива составляло более 100 тыс. т/сутки.
Решение о восстановлении эмбарго на экспорт бензина правительство РФ приняло на фоне снижения выпуска топлива из-за аварии на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (НОРСИ), а также в ожидании старта ремонтной кампании на крупнейших НПЗ при одновременной сезонной активизации спроса.
Эмбарго на экспорт бензина введено с 1 марта 2024 г. сроком на 6 месяцев как превентивная мера и может быть отменено в случае насыщения рынка.
Экспорт дизельного топлива не ограничивается, но минимальные объемы его продаж на биржевых торгах повышен с 12,5% до 16%.
По бензину норматив составляет 15% от объема производства, повышать его не планируется, поскольку это может привести к перетоку объемов продаж бензина с мелкооптового рынка на биржевые торги, но не позволит увеличить предложение на рынке.
Автор: П. Паршинова