Об этом 6 марта 2024 г. сообщило Минэкономразвития РФ.
Ориентиром может служить нефть сорта Urals, на которую Коалиция по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) установила потолок цен (60 долл. США/барр.) после начала СВО РФ на Украине (см. за 7 февраля 2024 г.).
По мысли западных стратегов это должно было сократить нефтегазовые доходы страны.
Urals растет
Тезисы от Минэкономразвития РФ:- в соответствии с п.3 ст.342 Налогового кодекса РФ и распоряжением правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 1118-р, Минэкономразвития РФ публикует средний за истекший месяц уровень цены нефти сорта Urals в целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, - Кц.
- средний уровень цены Urals за февраль 2024 г. - 69 долл. США/барр.,
- расчет среднего за истекший месяц уровня цены Urals осуществляется с использованием данных, предоставленных Argus Rus Limited.
Таким образом, в феврале 2024 г. средняя цена выросла на 6,15%.
В феврале 2023 г. цена составляла 49,35 долл. США/барр., что тогда было обусловлено значительными дисконтами на нефть Urals к Brent.
Т.е. по сравнению с февралем 2023 г. цена Urals в феврале 2024 г. выросла в 1,4 раза.
Нефть для налога
До января 2024 г. данные по цене нефти Urals публиковали и Минфин и Минэкономразвития РФ.За декабрь 2023 г. Минфин РФ озвучил цену Urals в 64,23 долл. США/барр., Минэкономразвития - 63,55 долл. США/барр.
Оба министерства приводят показатели, не связанные с реальным уровнем цен на нефть Urals, а значения, используемые при исчислении налогов в нефтегазовой отрасли.
Исторически налогообложение этого сектора в России было выстроено так, что котировки рассчитывало ценовое агентство Argus, его данные агрегировало Минэкономразвития, а Минфин, исходя из них, определял величину налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД), обратного акциза и экспортных пошлин.
Публикация данных о цене нефти Urals Минфином РФ была прекращена в связи с законодательными изменениями, в т.ч. в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии с порядком расчета, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, официальную цену для расчета налогов и сборов публикует Минэкономразвития РФ.
С момента введения санкций против России методика исчисления налогов в нефтегазовой отрасли промышленности была значительно пересмотрена, причем кардинальных изменений не произошло, а велась донастройка действующей системы так, чтобы не было выпадающих доходов бюджета.
Так, в российском законодательстве сохраняются котировки российской нефти CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta), хотя реальные поставки российской нефти в порты Роттердам и Аугуста прекращены с 5 декабря 2022 г. после эмбарго ЕС.
Argus продолжил считать эту виртуальную котировку на основании стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
С 1 января 2024 г. Argus прекратил публиковать котировку нефти Urals на базисе CIF в европейских портах, заранее предупредив и дав российским ведомствам подготовиться.
Принципиальных изменений методика не претерпела, цена Urals сейчас считается исходя из:
- цены нефти в портах РФ (FOB), рассчитываемой как сумма средних арифметических цен при поставках в морские порты в Северо-Западном и Южном федеральных округах (считается Argus),
- прибавляемой к ней стоимости транспортировки морским транспортом до средиземноморского и роттердамского рынков (рассчитывается в порядке, установленном ФАС), но не менее 2 долл. США/барр.
От этой котировки отсчитывается законодательно установленный максимальный дисконт на нефть Urals для расчета налогов.
В результате в 2024 г. при исчислении НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть используется большая из 2 котировок:
- на базе котировки North Sea Dated с учетом дисконта в 15 долл. США/барр.,
- полученная по новой методике (FOB от Argus + стоимость транспортировки до европейских портов по правилам ФАС).
Таким образом, зависимость нефтегазовых доходов российского бюджета от доллара США, котировок иностранных ценовых агентств и рынков, где физически российской нефти больше нет, сохраняется.
Несмотря на критику со стороны отрасли, Минфин РФ стремится сохранить текущие схемы исчисления нефтегазовых налогов, опасаясь того, что резкие движения могут обрушить доходы бюджета.