Об этом 25 февраля 2024 г. сообщили газеты медиагруппы Funke со ссылкой на исследование потребительского портала Verivox.
Цены еще высоки
В анализе Verivox за основу для расчетов берется усредненное домохозяйство, состоящее из 3 человек, которое в год:- потребляет энергию на отопление в объеме 20 тыс. кВт·ч,
- использует электроэнергию в объеме 4 тыс. кВт·ч,
- проезжает на машине 13,300 тыс. км.
В ценах февраля 2021 г. на это ушло бы 3772 евро, тогда как в текущих ценах - 5306 евро, т.е. на 1534 евро больше.
В т.ч. за 3 года:
- отопление на мазуте стало дороже на 64% - 2000 л мазута в 2021 г. стоили 1270 евро, сейчас - 2088 евро,
- газ подорожал на 75% - при потреблении 20 тыс. кВт·ч затраты выросли с 1162 евро до 2033 евро,
- стоимость бензина выросла на 27%, дизельного топлива - на 39%,
- по электроэнергии средний прирост цен для домохозяйства, потребляющего 4000 кВт·ч/год, составляет 22%.
Тезисы от эксперта по энергетике Verivox Т. Сторка:
- электричество, газ, мазут и топливо: энергия по-прежнему значительно дороже, чем раньше, через 3 года после начала энергетического кризиса,
- хотя затраты снизились на 1/3 с момента своего пика в октябре 2022 г., домохозяйства по-прежнему испытывают сильное бремя высоких затрат на электроэнергию.
И что здесь такого?
Примечательным моментом в исследовании Verivox является база для сравнения текущих цен, за которую берется февраль 2021 г.Berliner Morgenpost, входящее в медиагруппу Funke, отмечает, что:
- глобальный энергетический кризис начался в 2021 г. после пандемии COVID-19, когда большая часть мира столкнулась с дефицитом и ростом цен на рынках нефти, газа и электроэнергии,
- в Германии энергия начала стремительно дорожать с осени 2021 г., когда цены на энергоносители резко выросли,
- после начала конфликта на Украине подорожание продолжило набирать обороты,
- федеральное правительство пыталось помочь потребителям, в частности, с помощью ограниченной по времени скидки на топливо, снижения цен на газ и электроэнергию, а также фиксированной платы за электроэнергию.
Таким образом Funke, одним из немногим среди западных изданий признает, что энергетический кризис начался задолго до 24 февраля 2022 г., когда началась российская спецоперация на Украине.
Также это противоречит заявлениям западных политиков, которые полностью возлагают ответственность за энергетический кризис на Россию.
Например, канцлер ФРГ О. Шольц на съезде Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в декабре 2023 г. заявил, что Россия прекратила энергоснабжение Европы, прекратила поставки газа по исправному газопроводу.
Это привело к серьезным последствиям для цен на энергию - за газ на мировых рынках пришлось платить в 10 раз больше, чем раньше.
То, что цены на газ в Европе пробивали 2000 долл. США/1000 м3 еще во 2м полугодии 2021 г., а сокращение поставок газа по магистральному газопроводу (МГП) Северный поток-1 стало следствием невозможности из-за санкционной несогласованности провести ремонт турбин, необходимых для работы газопровода, канцлер умолчал.
О. Шольц также неоднократно повторял, что Германии удалось преодолеть зависимость от российских энергоресурсов - нефти, газа и угля.
Действительно, Германия не получает газ по МГП Северный поток-1, который в августе 2022 г. был остановлен из-за проблем с турбинами, а в сентябре - поврежден взрывами в Балтийском море.
На МГП Северный поток-2 после диверсий выжила 1 нитка, Россия обозначила готовность к поставкам, но газопровод не был сертифицирован германской стороной.
МГП Ямал - Европа также не используется для поставок в Германию российского газа из-за российских контрсанкций.
Кроме того ФРГ больше не получает российскую нефть и уголь.
Экономика ФРГ переживает кризис.
По данным Федерального статистического управления Германии (DStatis), ВВП страны снизился в 2023 г. по сравнению с 2022 г. на 0,3% (с поправкой на инфляцию и календарные факторы - на 0,1%).
Потребительские расходы в Германии в 2022 г. уменьшились на 0,8%, госрасходы сократились впервые почти за 20 лет - на 1,7%, валовые вложения в основные активы снизились на 0,3%.
Объем германского экспорта в 2023 г. упал на 1,8%, импорта - на 3%.
Активность в производственном секторе сократилась на 2%, в т.ч. в сфере перерабатывающей промышленности - на 0,4%.