Об этом Минфин РФ сообщил 11 января 2024 г.
Результаты 2023 г.
Нефтегазовые доходы в 2023 г.:- снизились с 11,5862 трлн руб. до 8,8223 трлн руб. и не достигли планового уровня в 8,939 трлн руб.;
- базовые нефтегазовые доходы выросли на 22,9% и составили 8 трлн руб.;
- дополнительные нефтегазовые доходы резко упали в 6,2 раза, до 822,2544 млрд руб. (показатель 2022 г. - 5,0773 трлн руб. на фоне резкого роста цен на энергоносители на мировых рынках).
- высокая база сравнения 2022 г.;
- снижение котировок цен на нефть сорта Urals в начале 2023 г.;
- снижение цен и сокращение объемов экспорта природного газа.
В структуре нефтегазовых доходов по итогам 2023 г. основной статьей остался налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 2м по значимости стал налог на дополнительный доход (НДД):
- НДПИ принес бюджету 9,4653 трлн руб., что на 11,1% меньше по сравнению с 2022 г., в т.ч.:
- НДПИ по нефти снизился на 7,2%, до 7,7866 трлн руб,
- НДПИ по газу - сократился на 34,9% и составил 1,2193 трлн руб.,
- НДПИ по газовому конденсату вырос на 20,9%, до 459,4 млрд руб.;
- платежи по НДД сократились на 23,3% и составили 1,2926 трлн руб.,
- поступления в бюджет от взимания экспортных пошлин уменьшились на 61,0%, до 976,8 млрд руб.
В октябре 2023 г. властям удалось сломать негативную тенденцию снижения нефтегазовых доходов.
Нефтяным компаниям за год из госбюджета в рамках демпфирующего механизма было выплачено 1,5886 трлн руб., что на 26,8% меньше, чем в 2022 г.
Бюджет сэкономил, но за счет чего?
- нефтяники как бы не выполнили условие правительства по уровню цен на АЗС, получив прибыль от высоких цен на топливо;
- власти за это не выплатили нефтянке около 0,6 трлн рублей по демпферу - это экономия бюджета,
- но кто компенсирует потребителям чрезмерно высокие цены на АЗС?
Предварительно оценено исполнение федерального бюджета за 2023 г.
Цифры:- доходы бюджета - рост на 4,7% к 2022 г. до 29,123 трлн руб/год;
- расходы - рост на 4%, до 32,364 трлн руб.,
- дефицит бюджета - 3,241 трлн руб. или 1,9% ВВП по сравнению с 2,1% в 2022 г.
- динамика поступления доходов и финансирования расходов в 2023 г. свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами;
- порадовали ненефтегазовые доходы:
- рост - на 25,0% до 20,301 трлн руб/год;
- динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области, в т.ч. к уровню 2021 г. (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
- устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов обеспечивает:
- накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры;
- использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила.
Покупка/продажа валюты
Ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в январе 2024 г. в размере 130,8 млрд руб.При этом по итогам декабря 2023 г. отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема составило -199,9 млрд руб.
Данная величина обусловлена:
- корректировкой налогового законодательства в части акциза на нефтяное сырье, направленного на переработку,
- подачей соответствующих уточненных налоговых деклараций,
- отклонением показателей физических объемов от прогнозируемых значений.
Операции будут проводиться в период с 15 января по 6 февраля 2024 г., соответственно, объем продажи иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 4,1 млрд руб./сутки.
Таким образом, Минфин впервые возвращается к продажам валюты с момента возобновления покупок в августе 2022 г.
7 августа Минфин впервые с февраля 2022 г. перешел к покупкам в рамках бюджетного правила.
Ежедневный объем закупки установили в эквиваленте 1,8 млрд руб., в сентябре-октябре его увеличили до 13,15 млрд руб., с 6 октября - 18,12 млрд руб., с 8 ноября - 29,6 млрд руб., с 7 декабря 2023 г. - 11,7 млрд руб.
Напомним, что бюджетное правило было введено как механизм перевода сверхдоходов от нефтегазовой отрасли промышленности в накопления путем покупки валюты.
В 2023 г. из механизма была исключена цена отсечения по нефти сорта Urals, при превышении которой закупалась валюта.
В рамках данной конструкции валюта в рамках бюджетного правила закупалась, если фактические доходы от продажи нефти и газа за месяц превысили рассчитанный Минфином базовый уровень.
С 2024 г. вводится новая схема, согласно которой нефтегазовые доходы при формировании бюджета вновь будут рассчитываться исходя из:
- базовой цены на нефть;
- базовой экспортной цены на природный газ;
- базовой цены экспортной альтернативы для бензина и дизтоплива.