Нефтяная повестка
Биржевая продажа бензина
- не думаю, что в этом есть большая целесообразность;
- частый случай, когда трейдеры покупают топливо через биржу, но затем отказываются от выборки, от получения этого топлива;
- тем самым вносят ненужные коррективы в плановую работу, в т.ч. нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и сбытовых предприятий ВИНКов;
- бензина на бирже с 13% до 15% от общего объема производства;
- дизельного топлива - с 9,5% до 12,5%.
Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок.
Переработка нефти
Газпром нефть не меняла планы переработки нефти на 2023 г. из-за ограничения экспорта топлива в РФ и планирует сохранить ее на уровне 2022 г. с ростом по выпуску топлива.Тезисы А. Дюкова:
- она будет соответствовать переработке 2022 г.;
- если будут отклонения, то незначительные;
- что касается моторных топлив, то объем их производства даже увеличен;
- при этом компания не меняла планы по переработке из-за ограничения экспорта топлива в РФ, затоваривания НПЗ компании не произошло.
В 2022 г. Газпром нефть переработала рекордный объем нефти - 41 млн т.
В 2023 г. НПЗ компании будут работать на технологическом максимуме и при сохранении объема загрузки сырьем произведут больше продукции.
С 21 сентября 2023 г. правительство РФ ввело запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива.
Минэнерго РФ ожидал, что вводимые ограничения позволят пресечь «серый» экспорт моторного топлива и насытить внутренний рынок.
Корректировка демпфера
Тезисы А. Дюкова:
- корректировка демпфера для нефтяников является эффективным решением в среднесрочной перспективе, но в дальнейшем возможно его изменение;
- можно было бы изучить возможность изменения порога отсечения цены для получения выплат;
- среднесрочной перспективе он является эффективным решением;
- единственное, наверно, можно было бы более внимательно посмотреть на порог отсечения, который определяет, когда компании получают выплаты, а когда - нет;
- в целом - ничего вечного нет;
- если будет меняться ситуация на рынке, будут приниматься новые решения;
- демпфер ведь тоже изначально был разработан эмпирическим путем;
- компания надеется, что налоговая нагрузка на отрасль не увеличится из-за демпферных изменений.
- законопроект о корректировке демпфера будет внесен уже в ближайшее время, после того как ведомства определятся с источниками ее финансирования;
- по нему нефтяные компании смогут получить выплаты и за октябрь, т.к. демпфер выплачивается нефтяникам в ноябре;
Однако в сентябре топливо на бирже торговалось существенно выше этой планки.
По данным ТАСС:
- средняя цена реализации бензина Аи-92 на бирже в сентябре 2023 г. - 64,08 тыс. руб/т.;
- дизельное топливо - 68,616 тыс. руб/т.
При нарушении Налогового кодекса демпферные выплаты обнуляются.
Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль РФ
С 1 сентября в РФ заработала корректировка демпферного механизма, которая фактически сократила выплаты нефтяникам по топливному демпферу на 50%.Однако 6 октября российские власти решили внести поправки в Налоговый кодекс и вернуть с 1 октября топливный демпфер в полном объеме.
Это позволит увеличить размер компенсации НПЗ выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке.
Тезисы А. Дюкова:
- Газпром нефть рассчитывает, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль РФ не вырастет после корректировки демпфера;
- будем надеяться, что налоговая нагрузка будет оставаться стабильной;
- Минэнерго и Минфин обсуждают несколько источников финансирования корректировки демпфирующего;
- увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль не рассматривается;
- одним из источников финансирования станет выплата по демпферу, которую нефтяники не получили в сентябре из-за высоких биржевых цен.