Об этом Минфин РФ сообщил 6 октября 2023 г.
Динамика поступления нефтегазовых доходов
По сообщению Минфина РФ:- нефтегазовые доходы бюджета составили 5,575 трлн руб., снизившись на 34,5%, что связано с:
- высокой базой сравнения прошлого года,
- снижением котировок цен на нефть Urals в начале 2023 г.,
- снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа;
- месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн руб. по году в целом),
- накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Ранее Минфин РФ представил данные о структуре нефтегазовых доходов:
- основной статьей нефтегазовых доходов бюджета остается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который принес бюджету в январе-сентябре 2023 г. 6,213 трлн руб. (-18,9% к показателю годом ранее):
- НДПИ по нефти снизился на 26,8%, до 5,038 трлн руб,
- НДПИ по газу - вырос на 78,6% за счет повышенной налоговой нагрузки, которую несет Газпром, и составил 874,4 млрд руб.;
- поступления по налогу на дополнительный доход (НДД) снизились на 48,7%, до 704,2 млрд руб.,
- поступления в бюджет от взимания экспортных пошлин уменьшились на 70,7%, до 640,2 млрд руб.,
- выплаты нефтяным компаниям в рамках демпфирующего механизма снизились на 38,2% и составили 1,138 трлн руб.
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2023 г.
Минфин РФ подчеркнул, что динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-сентября 2023 г. свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 г).По предварительной оценке за 9 месяцев 2023 г.:
- объем доходов федерального бюджета составил 19,734 трлн руб., что соответствует объему поступления доходов за аналогичный период 2022 г.:
- в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов - как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом - наблюдается устойчивая положительная динамика,
- ненефтегазовые доходы федерального бюджета увеличились на 26,0% и составили 14,158 млрд руб.,
- динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области - в т.ч.к уровню 2021 г. (как менее подверженному статистическим эффектам базы),
- в целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-сентября 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете,
- нефтегазовые доходы составили 5 575 млрд руб.;
- объем расходов федерального бюджета за 9 месяцев 2023 г. составил 21,432 трлн руб., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 9,7% (-0,1% с начала 2го квартала 2023 г.):
- динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов,
- дефицит бюджета составляет 1,699 трлн руб. или 1,0% ВВП по сравнению с 203 млрд руб. или 0,2% ВВП профицита за 9 месяцев 2022 г.
В законе о бюджете, принятом в декабре 2022 г., заложен объем доходов на 2023 г. на уровне 26,13 трлн руб.
Нефтегазовые доходы должны составить 8,939 трлн руб., в т.ч. базовые - 8 трлн руб.
Ненефтегазовые доходы ожидаются на уровне 17,191 трлн руб.
Расходы бюджета заложены у объеме 29,056 трлн руб.
Дефицит должен сложиться на уровне 2,925 трлн руб. или 2,0% ВВП.