USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.94

+72.94

Природный газ 3.363

0

3 мин
...

План продаж нефтеюаней расширен особенностями учета Минфином нефтегазовых доходов

Прогнозы, говорившие о том, что в июне доходы от продажи энергоресурсов превысят базовый уровень и Минфин вернется к накоплению резервов, не сбылись

План продаж нефтеюаней расширен особенностями учета Минфином нефтегазовых доходов

Москва, 6 июн - ИА Neftegaz.RU. Минфин в июне 2023 г. увеличит почти в 2 раза объем ежедневных продаж иностранной валюты из резервов - за месяц Банк России по поручению ведомства должен продать иностранной валюты на 74,6 млрд руб. (918 млн долл. США), дневные объемы продаж в рублевом эквиваленте с 7 июня по 6 июля вырастут почти в 2 раза — до 3,6 млрд руб. (с 2 млрд руб. с 10 мая по 6 июня).
Об этом сообщил Ъ со ссылкой на источники.

Причина - формальное сокращение нефтегазовых доходов бюджета в мае: по данным Минфина, они упали против апреля на 11,9%, до 570,7 млрд руб., т.е. на 30,6 млрд руб. сильнее ожиданий.

Таким образом, прогнозы, говорившие о том, что в июне доходы от продажи энергоресурсов превысят базовый уровень и Минфин вернется к накоплению резервов, не сбылись - и помешало этому не падение цен на нефть, а статистический эффект от неравномерного поступления в бюджет нефтяного налога на дополнительный доход (НДД), без которого нефтегазовые доходы в мае выросли бы на 22,3%.

При этом ежемесячные продажи накопленных в прежние годы резервов до июня 2023 г. действительно снижались - в 1,8 раза в мае, в 1,5 раза в апреле и в 1,6 раза в марте.
С начала года из ФНБ было продано юаней и золота почти на 450 млрд руб. - эти средства направляются на покрытие «недостачи» нефтегазовых доходов бюджета.

Переход к пополнению Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2023 г., как сообщал в середине апреля замглавы Минфина В. Колычев, может произойти при «устойчивом» превышении цены сорта Urals отметки в 60 долл. США/барр.
В мае, однако, средняя цена на нефть сорта Urals упала до 53,34 долл. США/барр. - на 9% к апрельским 58,63 долл. США и на 32% к маю 2022 г.

При этом детальная разбивка данных, опубликованная Минфином, свидетельствует о том, что, несмотря на снижение цен, в действительности фактические поступления в бюджет от нефти и газа не падали, а росли - на 22,3% к данным апреля, вероятно - за счет роста объемов добычи и поставок (с 2022 г. правительство закрыло публикацию детальных данных о внешней торговле).
  • поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в мае по сравнению с апрелем выросли на 17,4%, или 104,4 млрд руб.,
  • экспортной пошлины - на 15,8%, или 9 млрд руб.
Только пошлина и НДПИ на нефть и газовый конденсат принесли бюджету 617,7 млрд руб., что на 24,1% выше уровня апреля.
Снижался (лишь на 4%) только объем поступлений от экспортной пошлины и НДПИ на природный газ (до 144,9 млрд руб.)

Колебания объемов поддержки нефтяной отрасли менялись незначительно:
  • субсидии нефтепереработчикам в мае подросли (до 91 млрд руб. с 79,3 млрд руб. в апреле),
  • выплаты нефтекомпаниям по демпферу - слегка сократились (до 103,5 млрд руб. со 107,2 млрд руб. соответственно) - и на итоговый показатель влияли слабо.
В итоге «снижение» нефтегазовых доходов оказалось практически полностью обеспечено особенностями учета поступлений НДД, который уплачивается в квартальном графике.
После объемных поступлений в апреле они сократились в мае на 180 млрд руб., до 5,4 млрд руб., и этот провал с избытком компенсировал рост доходов от экспорта углеводородов и НДПИ.

При этом сам Минфин в комментариях к данным отмечает, что «прогнозный и базовый объем поступлений НДД равномерно распределяется в текущем квартале на каждый месяц соответствующего квартала» - а майская цифра поступлений НДД в 5,4 млрд руб. не может быть ни прогнозной, ни базовой.

Из-за падения цены Urals выросли и оценки Минфином недополученных нефтегазовых доходов в июне - до 44 млрд руб.

В совокупности с майскими «статистическими» потерями в 30,6 млрд руб. это и создает необходимость конвертации в рубли в июне резервов на 74,6 млрд руб.
Это позволит Минфину продолжить продажи валюты из ФНБ по сравнительно высокому курсу — что с учетом ожидаемого укрепления рубля до конца года даст министерству возможность эффективнее тратить резервы для финансирования бюджетного дефицита, одновременно наполняя ликвидностью валютный рынок.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram