Об этом сообщил Ъ со ссылкой на источники.
Причина - формальное сокращение нефтегазовых доходов бюджета в мае: по данным Минфина, они упали против апреля на 11,9%, до 570,7 млрд руб., т.е. на 30,6 млрд руб. сильнее ожиданий.
Таким образом, прогнозы, говорившие о том, что в июне доходы от продажи энергоресурсов превысят базовый уровень и Минфин вернется к накоплению резервов, не сбылись - и помешало этому не падение цен на нефть, а статистический эффект от неравномерного поступления в бюджет нефтяного налога на дополнительный доход (НДД), без которого нефтегазовые доходы в мае выросли бы на 22,3%.
При этом ежемесячные продажи накопленных в прежние годы резервов до июня 2023 г. действительно снижались - в 1,8 раза в мае, в 1,5 раза в апреле и в 1,6 раза в марте.
С начала года из ФНБ было продано юаней и золота почти на 450 млрд руб. - эти средства направляются на покрытие «недостачи» нефтегазовых доходов бюджета.
Переход к пополнению Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2023 г., как сообщал в середине апреля замглавы Минфина В. Колычев, может произойти при «устойчивом» превышении цены сорта Urals отметки в 60 долл. США/барр.
В мае, однако, средняя цена на нефть сорта Urals упала до 53,34 долл. США/барр. - на 9% к апрельским 58,63 долл. США и на 32% к маю 2022 г.
При этом детальная разбивка данных, опубликованная Минфином, свидетельствует о том, что, несмотря на снижение цен, в действительности фактические поступления в бюджет от нефти и газа не падали, а росли - на 22,3% к данным апреля, вероятно - за счет роста объемов добычи и поставок (с 2022 г. правительство закрыло публикацию детальных данных о внешней торговле).
- поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в мае по сравнению с апрелем выросли на 17,4%, или 104,4 млрд руб.,
- экспортной пошлины - на 15,8%, или 9 млрд руб.
Снижался (лишь на 4%) только объем поступлений от экспортной пошлины и НДПИ на природный газ (до 144,9 млрд руб.)
Колебания объемов поддержки нефтяной отрасли менялись незначительно:
- субсидии нефтепереработчикам в мае подросли (до 91 млрд руб. с 79,3 млрд руб. в апреле),
- выплаты нефтекомпаниям по демпферу - слегка сократились (до 103,5 млрд руб. со 107,2 млрд руб. соответственно) - и на итоговый показатель влияли слабо.
После объемных поступлений в апреле они сократились в мае на 180 млрд руб., до 5,4 млрд руб., и этот провал с избытком компенсировал рост доходов от экспорта углеводородов и НДПИ.
При этом сам Минфин в комментариях к данным отмечает, что «прогнозный и базовый объем поступлений НДД равномерно распределяется в текущем квартале на каждый месяц соответствующего квартала» - а майская цифра поступлений НДД в 5,4 млрд руб. не может быть ни прогнозной, ни базовой.
Из-за падения цены Urals выросли и оценки Минфином недополученных нефтегазовых доходов в июне - до 44 млрд руб.
В совокупности с майскими «статистическими» потерями в 30,6 млрд руб. это и создает необходимость конвертации в рубли в июне резервов на 74,6 млрд руб.
Это позволит Минфину продолжить продажи валюты из ФНБ по сравнительно высокому курсу — что с учетом ожидаемого укрепления рубля до конца года даст министерству возможность эффективнее тратить резервы для финансирования бюджетного дефицита, одновременно наполняя ликвидностью валютный рынок.