Об этом в интервью РИА Новости 17 апреля 2023 г. заявил посол по особым поручениям МИД РФ Ю. Сентюрин.
Тезисы от Ю. Сентюрина:
- в 2022 г. экономические отношения были искусственно поставлены в зависимость от геополитики посредством безответственных политически мотивированных решений, использования по сути антирыночных механизмов и ограничений, языка ультиматумов,
- в результате, текущее состояние глобальной энергетики характеризуется как сложное с риском перерастания в кризисное,
- вместе с хронической нехваткой инвестиций и неоправдавшимися ожиданиями относительно темпов восстановления экономики от последствий пандемии это критически снижает точность прогнозирования,
- бесконечные манипуляции вокруг потолка цен на нефть носят очевидно деструктивный характер,
- они негативно сказываются на инвестиционном климате в отрасли и в конечном итоге ставят под удар интересы потребителей.
- решение ОПЕК+ можно охарактеризовать как вынужденные, упреждающие меры, направленные на балансировку спроса и предложения, недопущение обвального падения цен на «черное золото» и дестабилизации рынков,
- в условиях рукотворно созданной турбулентности ожидается, что на динамику рынка в ближайшей перспективе - до конца 2023 г. - будут оказывать влияние такие факторы, как:
- темпы роста спроса со стороны крупнейших потребителей (Китай и Индия),
- возможное снижение потребления из-за последствий финансового и банковского кризисов,
- дисциплина соблюдения антироссийских ограничений.
2 апреля 2023 г. 8 стран ОПЕК+ объявили о добровольном дополнительном сокращении добычи нефти в мае-декабре 2023 г. в общем объеме 1,157 млн барр./сутки, в т.ч. Саудовская Аравия приняла решение сократить добычу на 500 тыс. барр./сутки сверх своих обязательств в рамках ОПЕК+.
Россия тогда же продлила ранее объявленное сокращение добычи на 500 тыс. барр./сутки до конца 2023 г., отметив, что базовым уровнем для отсчета сокращения станет средний уровень добычи, оцененный вторичными источниками за февраль 2023 г.
Таким образом, общая дополнительная добровольная корректировка добычи 9 странами ОПЕК+ составит 1,657 млн барр./сутки.
Вице-премьер РФ А. Новак тогда пояснял, что решение о добровольном сокращении добычи призвано обеспечить более стабильный и предсказуемый рынок в ситуации неопределенностей, связанных с волатильностью спроса, предложения и цен на нефть, снижением инвестиций в отрасль, а также с банковским кризис в Европе и США.
3 апреля 2023 г. Министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ подтвердил текущие условия соглашения, предусматривающие сокращение добычи на 2 млн барр./сутки до конца 2023 г. по сравнению с базовым уровнем, за который был взят разрешенный уровень добычи в августе 2022 г.
Потолок цен на перевозимую морем российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) 5 декабря 2022 г.
С 5 февраля 2023 г. действует потолок цен на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.).
В обоих случаях потолок вводился синхронно с соответствующим эмбарго ЕС.
В качестве меры противодействия Россия запретила с 1 февраля поставлять нефть иностранным лицам, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.
А. Новак предупреждал о риске тиражирования попыток установления потолков цен, что приводит к разрушению инвестиционного климата в цикличных индустриях и бьет по потребителям.
Нефтедобывающие страны также не исключают возможности того, что попытки распространения практики подобных ограничений на их нефть.
Министр энергетики Саудовской Аравии А. бен Сальман предупреждал, что королевство не будет продавать нефть странам, которые введут ограничение на цены на саудовские поставки.