Такое предположение 9 апреля 2023 г. озвучивается в материале The Wall Street Journal (WSJ).
С осени 2022 г. Иран, Гайана, Норвегия, Казахстан, Бразилия и Нигерия добыли больше нефти, увеличив мировые поставки, даже несмотря на то, что некоторые из крупнейших нефтедобывающих стран сократили добычу.
В числе стран, увеличивших добычу издание называет:
- Нигерию, где наблюдается резкий скачок добычи за счет привлечения к охране судов, перевозящих нефть в дельте р. Нигер, вооруженных охранников, в результате чего Нигерия увеличила добычу с сентября 2022 г. на 350 тыс. барр./сутки, до 1,3 млн барр./сутки, что покрывает более половины сокращения добычи Саудовской Аравией;
- Иран, который увеличил добычу нефти на 200 тыс. барр./сутки, поскольку экспорт из Венесуэлы, конкурирующей с Тегераном за покупателей, готовых приобретать подсанкционную нефть, снизился;
- Бразилию, где добыча нефти в январе 2023 г. подскочила до рекордного максимума вслед за запуском Petrobras новой плавучей платформы у побережья Рио-де-Жанейро;
- Казахстан, увеличивший добычу нефти более чем на 240 тыс. барр./сутки с сентября.
Этот рост добычи перекрывает все сокращение добычи странами ОПЕК+, как в рамках соглашения, так и дополнительного добровольного сокращения добычи, анонсированного 2 апреля 2023 г.
Тезисы от главного стратега по сырьевым товарам Morgan Stanley М. Ратса:
- мы видим +100 тыс. барр./сутки здесь, +200 тыс. барр./сутки там,
- мы начинаем думать, что прогнозы нехватки предложения нефти на рынке во 2м полугодии 2023 г. выглядят несколько натянутыми.
Сама ОПЕК+ подчеркивает, что ее действия направлены на обеспечение стабильности и предсказуемости на мировом нефтяном рынке.
Т.е. речь идет не о высоких ценах, а о таком их уровне, который устраивает и поставщика, и потребителя.
В числе неопределенностей, которые своими действиями стремится нивелировать ОПЕК+ называется волатильность спроса, предложения и цен на нефть, снижение инвестиций в отрасль.
Ключевыми факторами, определившими принятие решение о добровольном дополнительном сокращении добычи, стали риски распространения банковского кризиса в Европе и США, а также неопределенность в отношении темпов восстановления деловой активности в Китае после снятия коронавирусных ограничений.
Из этих соображений 2 апреля 2023 г. 8 стран ОПЕК+ объявили о добровольном дополнительном сокращении добычи нефти в мае-декабре 2023 г. в общем объеме 1,157 млн барр./сутки, в т.ч. Саудовская Аравия - на 500 тыс. барр./сутки сверх своих обязательств в рамках ОПЕК+.
Россия продлила ранее объявленное сокращение добычи на 500 тыс. барр./сутки до конца 2023 г., отметив, что базовым уровнем для отсчета сокращения станет средний уровень добычи, оцененный вторичными источниками за февраль 2023 г.
Таким образом, общая дополнительная добровольная корректировка добычи 9 странами ОПЕК+ составит 1,657 млн барр./сутки.
3 апреля 2023 г. Мониторинговый комитет ОПЕК+ (JMMC) подтвердил текущие условия соглашения, предусматривающие сокращение добычи на 2 млн барр./сутки до конца 2023 г. по сравнению с базовым уровнем, за который был взят разрешенный уровень добычи в августе 2022 г.
Т.е. в совокупности страны ОПЕК+ убирают с рынка минимум 3,657 млн барр./сутки нефти.
Таким образом, те +100, +200 барр./сутки нефти из различных источников, о которых говорится в публикации WSJ, не перекрывают это сокращение.
Тем более, что приводимые изданием примеры не очень показательны, из-за того, что в ряде случаев речь идет о восстановлении добычи после падения или упускаются из виду ограничивающие факторы:
- Нигерия до сих пор не восстановила добычу до разрешенного уровня в рамках соглашения ОПЕК+ после падения в августе 2022 г. - в феврале 2023 г., по данным из вторичных источников, учитываемых ОПЕК, добыча в стране выросла 72 тыс. барр./сутки, до 1,38 млн барр./сутки при квоте в 1,742 млн барр./сутки,
- Иран в условиях санкций США экспортирует нефть, пользуясь непрозрачными схемами, оценить объемы сложно, по данным из доклада ОПЕК в феврале 2023 г. Иран нарастил добычу на 17 тыс. барр./сутки, до 2,571 млн барр./сутки,
- Бразилия в феврале 2023 г., по оценкам EIA, увеличила добычу на 20 тыс. барр./сутки, до 3,44 млн барр./сутки, но дальнейшие перспективы роста неоднозначны, в частности, в связи с разочаровывающими результатами бурения в стране у ExxonMobil,
- Казахстан также в 2022 г. вынужден преодолевать сложности с экспортными поставками и нынешний рост добычи является компенсационным.
Что касается США, то в феврале 2023 г., по данным EIA, добыча нефти в стране выросла на 930 тыс. барр./сутки в годовом сравнении и составила 12,25 млн барр./сутки, причем темпы роста оказались ниже ожидаемых, что обусловлено отсутствием экономических стимулов у сланцевых компаний для роста добычи.
С учетом прекращения администрацией США программы вывода нефти из стратегического резерва (SPR) 1 млн барр./сутки нефти, этот рост добычи не компенсирует на данный момент ухода с рынка объемов нефти из SPR.