Москва, 21 ноя - ИА Neftegaz.RU. Ряд европейских компаний начал вести переговоры с поставщиками сжиженного природного газа (СПГ) о закупках газа до конца текущего десятилетия.
Об этом 20 ноября 2022 г. сообщила The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники.
Как отмечает издание, подземные хранилища газа (ПХГ) в странах ЕС заполнены примерно на 95% и эксперты считают, что Европа сможет избежать энергетического бедствия этой зимой.
Однако многие ожидают, что закупка газа на предстоящие зимы станет для европейских стран более трудной, учитывая, что большинство из них отрезано от российских поставок, а глобальная конкуренция за ограниченные партии СПГ растет.
Эксперты прогнозируют, что до 2026 г. на рынок поступят ограниченные дополнительные объемы СПГ.
WSJ отмечает, что многие немецкие компании обеспокоены возможной нехваткой энергии после 2025 г. и в последние недели провели переговоры с американскими и другими производителями СПГ по поводу возможных соглашений о поставках, которые, вероятно, начнутся после середины десятилетия.
В частности, в таких переговорах были замечены BASF и Uniper.
Переговоры осложняются тем, что, в то время как многие в Европе стремятся к договоренностям о поставках на 5-10 лет, некоторые компании и официальные лица не заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов.
Германия и другие европейские страны поставили цель значительно сократить использование ископаемых источников энергии, поэтому компании опасаются оказаться в непростой ситуации из-за газа, который будет не нужен.
Также WSJ пишет, что покупатели газа из Европы хотят более низких цен, в то время как поставщики из США считают, что клиенты не учитывают инфляцию, транспортные расходы и финансовые риски.
Энергетическая политика Еврокомиссии предусматривает отказ от долгосрочных газовых контрактов, которые ЕК считает нерыночными, а также усложняющими для Европы достижение целей по снижению выбросов парниковых газов.
Кратко- и среднесрочные контракты под запрет не попадают, но приоритет отдается биржевой торговле.
С другой стороны, длительный цикл реализации добычных и логистических проектов в газовой отрасли делает долгосрочные газовые контракты предпочтительными для поставщиков.
Это противоречие завело в тупик переговоры европейских политиков с Катаром о поставках СПГ для замещения российского газа.
Катар традиционно придерживается модели долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой и без возможности реэкспорта, что противоречит нынешней позиции ЕС.
Однако в начале ноября 2022 г. госминистр энергетики Катара и главный исполнительный директор QatarEnergy С. аль-Кааби дал понять, что эти противоречия частично сняты и в ближайшее время возможно подписание новых 10-15-летних контрактов о поставках СПГ.
С другой стороны, предложение СПГ на рынке в настоящее время ограничено.
Мировое производство СПГ в 2022 г. Bloomberg Intelligence оценивает в 455 млн т.
Из них порядка 70% СПГ резервируется для клиентов, имеющих долгосрочные контракты, а остальные 30% или 137 млн т доступно на спотовом рынке покупателям, которые предложат самую высокую цену.
Такую цену в настоящее время предлагает Европа, причем за счет низкой активности Китая в закупках СПГ, цены на газ в Европе в настоящее время лишь в 2,5 раза выше прошлогодних.
При этом европейские покупатели перехватывают партии СПГ, предназначенные для покупателей в развивающихся странах, от подобных действий уже пострадали Индия, Пакистан, Таиланд.
По данным Kpler, ЕС за 10 месяцев 2022 г. увеличил закупки СПГ в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., до 105 млрд м3, став крупнейшим импортером СПГ в мире.
В самом ЕС в настоящее время недостаточно свободных мощностей регазификационных терминалов для приема СПГ.
Так, в Германии до последнего времени не было собственных СПГ-терминалов, но сейчас они активно строятся, хотя это и оборачивается незапланированным ростом затрат.
Новые регазификационные мощности вводят Нидерланды, Италия, Финляндия, Эстония.
3 мин
...
Компании из ЕС ведут переговоры о закупках СПГ после 2025 г.
Переговоры осложняются тем, что, в то время как многие в Европе стремятся к договоренностям о поставках на 5-10 лет, а не к долгосрочным контрактам.