Рост цен на энергоносители позволил нефтяным компаниям США заработать более 200 млрд долл. США за 6 месяцев
Однако наращивать инвестиции в добычу нефтяные компании не намерены, сосредоточившись на выплатах инвесторам.
Об этом свидетельствуют подсчеты S&P Global Commodity Insights, которые приводит Financial Times.
Этот показатель, в который входит выручка супергигантов, средних интегрированных групп и более мелких независимых операторов сланцевых месторождений в США, является самым крупным в секторе за последние 6 месяцев
По мнению исследователей, рекордные прибыли обусловлены ростом цен на нефть из-за роста геополитической нестабильности, вызванного российской спецоперацией на Украине.
Отметим, что энергетический кризис начал раскручиваться еще с середины 2021 г., но исследование охватывает 2й и 3й кварталы 2022 г., когда на него наложилась ситуация вокруг Украины и санкционное давление на Россию, что спровоцировало дальнейший рост цен.
В результате, по мнению главы подразделения S&P по анализу рынка нефтедобычи Г. Эльтори, к концу 2022 г. операционные потоки в отрасли будут рекордными либо очень близко к рекордным.
Сверхприбыли нефтяных компаний уже привели к тому, что в ряде стран власти хотят обложить их дополнительным налогом.
В начале сентября 2022 г. стало известно, что ЕК обсуждает возможность введения дополнительного налога на сверхприбыли энергетических компаний.
Средства от этих налогов власти ЕС хотят пустить на компенсацию растущих расходов на энергию для бизнеса и домохозяйств.
Президент США Д. Байден 31 октября 2022 г. предупредил нефтяные компании о последствиях в случае их отказа снизить цены для потребителей топлива в стране.
В частности, администрация США прорабатывает с Конгрессом вопрос повышения налогов и введения других ограничений для американских нефтяных компаний.
Однако наращивать инвестиции в добычу нефтяные компании не намерены, сосредоточившись на выплатах инвесторам.
По оценкам инвестбанка Raymond James, капитальные расходы 50 крупнейших мировых производителей отрасли в 2022 г. составят около 300 млрд долл. США, что примерно в 2 раза меньше, чем в 2013 г., когда цены были на сопоставимом уровне.
Аналитик Raymond James П. Молчанов отметил, что за последние 5 лет отрасль перешла от принципа «бури, детка, бури» к тому, чего на самом деле хотят акционеры, т.е. к возврату капитала, выплачивая высокие дивиденды и проводя выкуп акций.
В результате недоинвестирование в нефтяной отрасли нарастает.
Глава Роснефти И. Сечин, выступая на 15м Веронском Евразийском экономическом форуме привел данные Goldman Sachs, согласно которым за предыдущие годы наблюдалось существенное недоинвестирование в нефтегазовую отрасль (с пика в 900 млрд долл. США/год до 300 млрд долл. США в 2020 г.).
По прогнозу J.P. Morgan, при сохранении текущих инвестиционных трендов, мировой дефицит энергии, наблюдаемый в 2022 г., к 2030 г. вырастет в 7 раз.
Для ликвидации этого дефицита, необходимо увеличивать инвестиции в традиционную энергетику в среднем на 100 млрд долл. США/год до 2030 г., в т.ч. в нефтяную отрасль - на 44 млрд долл. США/год.
Однако политика администрации Д. Байдена в отношении ископаемого топлива не способствуют росту инвестиций.
Требуя от добывающих компаний дополнительных поставок сегодня, администрация США дает понять, что ее политические приоритеты направлены на устранение потребности в углеводородах в течение 5 лет.
Но эти временные рамки чрезвычайно малы для отрасли, чьи инвестиции зачастую рассчитаны на 20 и более лет.