Москва, 21 сен - ИА Neftegaz. RU. Министр экономического развития М. Решетников в рамках правительственного часа в Совете Федерации представил прогноз социально-экономического развития России, параметры которого заложены в основу проекта бюджета на ближайшие 3 года.
Постепенная адаптация экономики к текущим реалиям - результат реализации плана первоочередных действий, который запустил эти процессы.
В основе Прогноза социально-экономического развития лежит сценарий продолжения такой ускоренной адаптации:
Экономика:
- в 2023 г.- падение 0,8%, преимущественно:
- из-за эффекта высокой базы 1го квартала 2022 г.,
- также снижения чистого экспорта;
- 2024–2025 гг. - ВВП будет расти средним темпом 2,6% / год за счет роста внутреннего спроса: потребительского и инвестиционного.
Нефтегазовые тезисы министра:
- с учетом замедления глобального роста мировой экономики заложено умеренное снижение цен на нефть - с 70 долл. США/барр. в 2023 г. до 65 долл. США/барр. в 2025 г.;
- экспорт:
- в 2023 г. - замедлит снижение в реальном выражении,
- в 2024-2025 гг. вернется к росту;
- рост прежде всего за счет ненефтегазового экспорта;
- мы учитываем и планы министерства энергетики по переориентации нефтегазового экспорта в нейтральные страны;
- импорт продолжит восстанавливаться.
По данным Минфина:
- средняя цена российской нефти сорта Urals за период с 15 августа по 14 сентября 2022 г. составила 72,65 долл. США/барр. или 530,4 долл. США/т против 83,06 долл. США/барр. месяцем ранее;
- пошлина на экспорт нефти из России с 1 октября снизится на 7,6 долл. США, до 44,4 долл. США/т.
Цены на нефть с начала июня 2022 г. снижаются, в настоящее время Brent держится ниже 100 долл. США/барр., а в начале сентября 2022 г. опускалась ниже 90 долл. США/барр.
М. Решетников - об энтропии:
- остаются риски, связанные с высокой неопределенностью в мировой экономике:
- рецессия на мировых рынках, прежде всего в Европе,
- снижение роста экономики Китая,
- возможное ужесточение санкций.
- поэтому необходимо обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках;
- системные решения и приоритеты разработаны и легли в основу бюджета:
- 1й приоритет - это развитие транспортной инфраструктуры:
- увеличение перевозок по Азово-Черноморскому направлению за счет развития железнодорожных подходов к портам и самой портовой инфраструктуры,
- рамках коридора Север-Юг за счет строительства автомобильных обходов Махачкалы, Дербента в Дагестане, обхода Астрахани,
- развития Волго-Каспийского судоходного канала,
- морской портовой инфраструктуры на Каспии,
- пропускных способностей погранпереходов,
- на восточном направлении:
- модернизация более 260 объектов инфраструктуры на всем протяжении БАМа и Транссиба;
- 2й приоритет - импортозамещение:
- 1 задача – оперативная, чтобы не останавливать действующее производство:
- восстановление импорта,
- поиск комплектующих взамен поставок из недружественных стран,
- реализуется целый комплекс мер - обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования.
- 2 задача - стратегическая:
- замена импорта за счет внутреннего производства,
- будут реализованы более 400 проектов с относительно небольшим объемом вложений и коротким инвестиционным циклом,
- будут реализованы ряд масштабных программ, которые требуют больших инвестиций;
- 3й приоритет - обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации. Инструменты:
- модернизированная система управления НИОКРами,
- заключение соглашений с госкомпаниями и корпорациями и компаниями-лидерами,
- экспериментальные правовые режимы,
- проекты-маяки.