Об этом 1 июня 2022 г. сообщил президент США Д. Байден в ходе выступления в Белом доме.
Тезисы от Д. Байдена:
- у нас есть проблема сейчас - Европа, которая решает еще больше сократить покупку российской нефти,
- есть много соображений, что можно сделать, возможно, даже продолжить покупать нефть, но по ограниченной цене,
- одна из возможностей предполагает, что у России была бы непреодолимая потребность поставлять нефть, однако ее продавали бы по значительно более низкой цене, нежели та, которая устанавливается сейчас на рынке.
Страны ЕС 31 мая 2022 г. достигли договоренности по 6му пакету санкций против России, которое включает частичное эмбарго на импорт российской нефти, не затрагивая трубопроводные поставки.
Окончательной 6й пакет еще не согласован, в силу он вступит после публикации в официальном журнале ЕС.
Параллельно с частичным эмбарго на поставки российской нефти в ЕС и на уровне G7 обсуждались другие ограничительные меры против российской нефти.
Одной из этих мер может стать картель покупателей, в который помимо стран ЕС войдут страны G7, не входящие в Евросоюз (США, Канада, Великобритания, Япония).
Предполагается, что такой крупный картель за счет масштаба может установить предельные цены на российскую нефть.
Другой вопрос в том, согласится ли Россия поставлять свою нефть на таких условиях, и если да, то в каком объеме.
Россия активно перестраивает маршруты экспорта нефти, в апреле 2022 г. Азия впервые стала крупнейшим импортером российской нефти, опередив Европу.
Такая перестройка сопровождается значительными дисконтами на российскую нефть, что привлекательно в условиях когда цены на эталонные сорта Brent и WTI нефть держатся выше 110 долл. США/барр.
Однако для стран-потребителей нефти высокий уровень цен на нефть представляет серьезную проблему - рост цен на топливо разгоняет инфляцию, удорожает логистику и сдерживает восстановление экономик после пандемического кризиса 2020 г.
Для сдерживания роста цен на нефть страны-члены Международного энергетического агентства (МЭА, все страны G7 в него входят) осуществляют рекордный по объему вывод нефти из своих стратегических резервов.
Глава МЭА Ф. Бироль ранее говорил, что допускает возможность новых договоренностей о выводе нефти на рынок, но решение должны принимать все страны МЭА.
Ранее США призывали ЕС быть осторожным в вопросе введения полного эмбарго на поставки нефти из России, поскольку оно вряд ли окажет сильное воздействие на экономику России, но приведет к значительному росту цен на нефть в мире.
Однако ЕС все-таки решился на частичное нефтяное эмбарго против России, после чего цена на нефть Brent подскочила до 120 долл. США/барр., но сейчас уже скорректировалась до 113 долл. США/барр. в т.ч. на заявлениях Д. Байдена.