В связи с этим следует рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения докризисных объемов экспорта нефти, соглашаясь на 30-40% дисконты.
Такое мнение в статье для РБК, опубликованной 30 мая 2022 г., выразил вице-президент ЛУКОЙЛа, владелец футбольного клуба Спартак - победителя Кубка России Л. Федун.
Тезисы от Л. Федуна:
- зачем производить и экспортировать товаров больше, чем это необходимо для динамичного экономического роста и повышения благосостояния?
- зачем России обеспечивать добычу 10 млн барр./сутки нефти, если мы сможем эффективно потреблять и экспортировать 7-8 млн барр./сутки без потерь для бюджета государства, внутреннего потребления и обеспечения импорта?
- давайте вернемся и к той дискуссии, которая была накануне соглашения ОПЕК+,
- что лучше - продавать 10 барр. сырца по 50 долл. США или 7, но по 80 долл. США?
- так и теперь, нужно ли стараться сохранить объемы докризисного экспорта, соглашаясь на 30%-, а порой и на 40% дисконты?
- в условиях политического шторма чрезвычайно важно сохранить соглашение ОПЕК+,
- только арабские производители обладают свободными мощностями, способными в краткосрочный период частично заместить российский нефтяной экспорт,
- все последующие шаги по оптимизации нефтяных поставок было бы разумно координировать с нашими партнерами по соглашению,
- со временем по мере роста мирового спроса на углеводороды и развития экспортной инфраструктуры, ориентированной на восточное направление, у России появится возможность вновь нарастить добычу нефти, сохраняя формат взаимодействия ОПЕК+.
Напрямую перекладывать опыт Ирана на российские реалии нельзя, поскольку различные весовые категории требуют различных подходов в адаптации.
Доля России в глобальном нефтяном балансе в 3 раза выше иранской, ее очень трудно заместить без серьезных социальных потрясений.
Л. Федун считает, что использование бартерных сделок для российской нефтяной отрасли является достаточно сомнительной мерой, она выгодна для покупателей, но не для экспортеров.
Напомним, что 25-26 мая 2022 г. вице-премьер РФ А. Новак побывал в Иране, где провел заседание межправкомиссии России и Ирана.
В плане энергетики в т.ч. обсуждались возможные обмены нефтью и газом, инвестиции в нефтегазовые проекты, а также бартерные сделки.
По мнению Л. Федуна, России необходимо сосредоточиться на логистических проблемах:
- в первую очередь на страховании и перестраховке судов и грузов.
Российские власти РФ обещали поддержку нефтяным компаниям в плане развития логистических возможностей и повышения доступности страховых услуг, но конкретные шаги в этом направлении пока не анонсировались.
- другим важным шагом могло бы стать увеличение мощностей национального танкерного флота, включая танкеры класса «река - море», для создания альтернативных транспортных коридоров экспорта российской нефти через Турцию, Иран и страны Средней Азии.
Также Л. Федун упомянул гибкую и децентрализованную систему иранского экспорта, отметив, что этот опыт полезен в условиях наращивания экономического давления и вторичных санкций.
Российские нефтяные компании приспособились работать в условиях ограничений, сначала из-за пандемии, теперь - из-за санкционных ограничений.
Это большое достижение, но требует больших затрат, которые не учитываются текущей налоговой системе.
Тезисы от Л. Федуна:
- наши нефтяные компании вынуждены приспосабливаться к внешней конъюнктуре - то сокращать добычу нефти, останавливая скважины и замораживая проекты развития, то запускать их обратно, увеличивая при необходимости производство и экспорт,
- такая гибкая система является несомненным достижением, позволяющим сбалансировать спрос и предложение на глобальном рынке и, следовательно, увеличить доходы бюджетов как страны, так и компаний,
- подобная гибкость имеет и свою цену - высокие издержки на остановку и перезапуск скважин и поддержание инфраструктурных систем,
- к сожалению, действующая налоговая система не позволяет их учитывать,
- я понимаю, что тема совершенствования налоговой системы в Министерстве финансов, мягко говоря, непопулярна,
- но если мы хотим адаптировать нефтяную отрасль России к новой реальности, то рано или поздно это придется сделать, тем более что ничего выдумывать и не надо,
- существующий режим НДД позволяет сохранять производственную гибкость и обеспечить доходы бюджета РФ, он должен стать доминирующим фискальным инструментом.