Ежемесячный доклад МЭА представило 13 апреля 2022 г.
Спрос на нефть
По прогнозу МЭА, спрос на нефть в мире в 2022 г. увеличится на 1,9 млн барр./сутки и составит 99,4 млн барр./сутки.Прогноз по росту глобального спроса на нефть снижен на 260 тыс. барр./сутки по сравнению с предыдущим докладом.
Ранее свои доклады по мировому рынку нефти представили ОПЕК и Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA), также снизившие свои прогнозы по росту спроса на нефть в связи с замедлением темпов роста мировой экономики в т.ч. в связи с противопандемическими мерами в Китае:
- по прогнозу ОПЕК:
- спрос на нефть в мире в 2022 г. вырастет на 3,67 млн барр./сутки, до 100,5 млн барр./сутки,
- прогноз по росту спроса снижен на 480 тыс. барр./сутки;
- EIA в 2022 г.:
- ожидает роста спроса на нефть в мире на 2,42 млн барр./сутки, до 99,8 млн барр./сутки,
- прогноз снижен на 800 тыс. барр./сутки.
К чему добавился более низкий, чем ожидалось, спрос в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в начале 2022 г., о чем в т.ч. говорят уточненные данные по США за 1й квартал 2022 г.
Запасы нефти
Мировые запасы нефти сокращаются 14 месяцев подряд, при этом в феврале 2022 г. уровень запасов оказался на 714 млн барр. ниже уровня конца 2020 г., а на страны ОЭСР приходится 70% снижения.Общие отраслевые запасы ОЭСР в феврале 2022 г. сократились на 42,2 млн барр., до 2,611 млрд барр., что почти вдвое превышает сезонную тенденцию.
Запасы нефти ОЭСР в феврале 2022 г. были на 320 млн барр. ниже среднего 5-летнего показателя.
При этом, предварительные данные за март показывают рост запасов ОЭСР на 8,8 млн барр.
Предложение
Мировые поставки нефти в марте 2022 г. выросли на 450 тыс. барр./сутки по сравнению с февралем и составили 99,1 млн барр./сутки, в первую очередь, за счет стран, не входящих в ОПЕК+.Страны ОПЕК+ в марте 2022 г. снизили поставки на 10 тыс. барр./сутки, до 44,09 млн барр./сутки (с учетом освобожденных от обязательств Ирана, Ливии и Венесуэлы, без их учета - 38,05 млн барр./сутки).
При этом 10 стран ОПЕК, участвующие в соглашении, увеличили поставки на 120 тыс. барр./сутки, до 24,14 млн барр./сутки, страны не-ОПЕК - снизили на 70 тыс. барр./сутки, до 15,55 млн барр./сутки.
Основное сокращение добычи нефти среди стран ОПЕК+ вне ОПЕК пришлось на Россию, добыча в которой в марте 2022 г. снизилась на 50 тыс. барр./сутки, до 10,0 млн барр./сутки.
Выполнение условий соглашения ОПЕК+ МЭА оценило в 159%, в т.ч. странами ОПЕК в 157%, не-ОПЕК - в 162%, Россией - в 149%.
Примечательно, что МЭА на общее обозрение выложило данные по добыче ОПЕК+ впервые и обещало продолжить публикацию и далее.
Вероятно, этим шагом МЭА попыталось продемонстрировать прозрачность и обоснованность своих оценок.
Ранее технический комитет ОПЕК+(JTC) принял решение об исключении из вторичных источников данных МЭА заменив их данными от аналитических компаний Wood Mackenzie и Rystad Energy.
Вице-премьер РФ А. Новак в апреле пояснял, что это связано с необъективностью агентства, определенные установки которого прослеживаются в заявлениях по анализу энергорынка.
В своем апрельском докладе ОПЕК предупредила, что цифры из вторичных источников изменились по сравнению с предыдущим докладом в связи с пересмотром состава набора вторичных источников, не уточнив суть пересмотра.
Неофициально говорилось о занижении МЭА оценок по добыче нефти чтобы подтолкнуть к более активному росту производства.
Для сравнения: данные МЭА по добыче 10 стран ОПЕК в марте - 24,14 млн барр./сутки, данные ОПЕК после пересмотра состава вторичных источников - 24,24 млн барр./сутки, т.е. данные МЭА оказались на 100 тыс. барр./сутки выше.
Мировой рынок в контексте России и вывода нефти из стратегических резервов
Ситуацию на мировом рынке нефти МЭА оценивает достаточно оптимистично, не ожидая сильного шока от снижения добычи нефти в России.По имеющимся у МЭА данным, в апреле 2022 г. в России были остановлены добычные мощности в объеме около 700 тыс. барр./сутки, а по месяцу в целом падение добычи может достичь 1,5 млн барр./сутки, поскольку российские НПЗ продолжают сокращать производство и все большее число покупателей отказывается от российской нефти, а российские хранилища заполняются.
В мае 2022 г. падение добычи в России может ускориться до 3 млн барр./сутки (ранее МЭА ожидало этого объема падения уже в апреле 2022 г.) из-за международных санкций, а также влияния расширяющегося эмбарго.
Некоторые покупатели, особенно в Азии, увеличили закупки российской нефти в связи со значительной скидкой, тогда как традиционные покупатели сокращают объемы.
Признаков увеличения объемов поставок российской нефти в Китай МЭА не наблюдает.
Также МЭА не ожидает резкого дефицита на рынке нефти из-за падения добычи в России.
По прогнозу агентства, это снижение сгладит ослабший спрос, стабильный рост добычи ОПЕК+ и стран вне альянса, включая США, а также высвобождение стратегических резервов стран МЭА.
Рост мировой добычи нефти (без учета России) составит 5,5 млн барр./сутки, из которых 3,5 млн барр./сутки придется на ОПЕК+, а 2 млн барр./сутки - на остальных производителей, из которых 62% роста придется на США.
МЭА уверено, что рынки нефти, пытающиеся справиться с потерями предложения и перебоями в поставках из-за российской спецоперации на Украине, получили столь необходимую им поддержку от скоординированных высвобождения запасов США и МЭА.
1 апреля 2022 г. страны-члены МЭА договорились задействовать свои стратегические резервы на этот раз в рекордном размере 120 млн барр. в течение 6 месяцев, а с учетом независимо от МЭА вывода нефти из SPR США речь идет уже о 240 млн барр.
Необходимость восполнения истощенных стратегических резервов и влияние этого фактора на перспективы спроса на нефть МЭА не озвучивает.