Об этом 13 октября 2021 г. в ходе международного форума Российская энергетическая неделя (РЭН) сообщил замминистра энергетики РФ П. Сорокин.
Эволюция энергобаланса
Энергопереход в мировой экономике оказывает значительное влияние на глобальную энергетику, но ее основу в горизонте до 2050 г. будут составлять углеводороды.Россия учитывает мировую климатическую повестку, например, внедряя зеленые технологии на промыслах, но в крайности впадать не намерена.
Тезисы от П. Сорокина:
- энергобаланс будет эволюционировать,
- к 2050 г. углеводороды будут занимать существенную часть энергетического баланса во всем мире,
- даже по самым агрессивным прогнозам, доля углеводородов в мировом энергетическом балансе может упасть с 85% до 60-65%, в базовом сценарии - до 70%,
- на этапе в 30 лет возможны энергетические прорывы, но для их реализации нужно вкладывать большие деньги в инфраструктуру,
- мы видим, что у некоторых компаний уходит больше денег в 2, и даже 3-4 раза, чем они изначально считали,
- есть разные подходы, чтобы не вдаваться в крайность, надо подходить к решению проблемы, работая на результат,
- результат - снижение выбросов,
- если часть энергии можно перевести в зеленую на тех же самых промыслах, то это надо делать, например, Восток Ойл движется в этом направлении.
Традиционные сегменты недоинвестированы
Реализация энергоперехода во многих странах пошла не по плану.Текущий рост цен на энергоносители в мире стал результатом непродуманных шагов различных стран, в первую очередь Европы.
Об этом уже говорили многие эксперты, на это обращал внимание президент РФ В. Путин в ходе совещания 6 октября.
Сокращение инвестиций в добычу нефти и природного газа уже оказало влияние на рынок, но это может быть лишь одним тревожным звоночком, а новый кризис может разразится через 5-7 лет.
Тезисы от П. Сорокина:
- мы не должны бросаться в крайность и просто прекращать инвестиции в традиционные сегменты,
- результаты мы видим,
- это просто краткосрочный скачок, ситуация выправится в 2022 г., но это тревожный звоночек,
- это не результат пандемийного года, это просто выступило катализатором ,
- новые инвестиции снижаются на протяжении 5-7 лет,
- минимум денег вкладывают в геологоразведку,
- через 5-7 лет мы увидим гораздо серьезные последствия таких решений, т.к. нарастить добычу могут только несколько стран,
- задел свободной мощности в мире - 3-4 млн барр./сутки и если где-то начнет проваливаться добыча - это тяжело будет возместить.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в представленном 13 октября 2021 г. докладе World Energy Outlook 2021 (WEO-2021) отмечает, что мировые рынки энергоресурсов стоят на пороге еще большей ценовой волатильности в ближайшие годы, дефицит сырья возможен во всех отраслях и регионах мира.
Инвестиции в добычу нефти и газа упали после кризисов 2014 и 2020 гг., а вложения в новые виды энергии еще не достаточны для того, чтобы обеспечить растущие потребности планеты.
В последние годы инвестиции в нефтегазовые проекты рассчитывались исходя из стагнирующего или даже падающего спроса, тогда как растущие продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и расширение инфраструктуры природного газа указывают на обратное: на постоянное увеличение потребление нефти и газа.
Пандемия COVID-19, которая привела к почти рекордно низкому уровню новых инвестиций в нефтегазовый сектор в 2020 г, усилила эту тенденцию.