Об этом говорится в совместном заявлении первого вице-президента и министра экономики и цифровой трансформации Испании Н. Кальвиньо, министра экономики, финансов и восстановления Франции Б. Ле Мэра, министров финансов Чехии, Греции и Румынии А. Шиллеровой, К. Стейкураса и Д. Вилчяну, которое опубликовал в своем Twitter журналист Bloomberg Х. Блас.
В документе выражается обеспокоенность резким ростом цен на газ и оптовых цен на электроэнергию, которые негативно сказываются на гражданах и компаниях этих стран, в особенности на самых уязвимых, включая средний и малый бизнес.
Также предлагается подход к решению возникших проблем, основанный на 5 принципах:
- необходим общий подход на европейском уровне, который предполагает создание инструментария для координации национальных ответных мер и оперативного реагирования на резкие скачки цен;
- необходимо изучение функционирования европейского газового рынка, чтобы понять, почему нынешние газовые контракты оказались недостаточными, а также выработка общих руководящих принципов хранения и координации закупок газа, чтобы усилить переговорную позицию Европы;
- проведение реформы оптового рынка электроэнергии, чтобы установить связь между ценой, которую платят потребители и средней себестоимостью производства электроэнергии, что очень важно в связи с усилением роли электроэнергии в процессе декарбонизации;
- акцент на достижение энергетической независимости путем инвестирования в диверсификацию энергоснабжения и снижение зависимости Европы от стран-экспортеров газа, а также в развитие низкоуглеродных источников энергии - биомассы, энергии ветра и солнца, которые будут играть ключевую роль в диверсификации энергоснабжения Европы;
- в связи с ролью системы торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS) в определении цены на углерод, необходимо обеспечить более предсказуемую цену на углерод, чтобы позволить всем заинтересованным сторонам планировать и направлять инвестиции на низкоуглеродную деятельность.
Цены на газ в Европе растут с весны 2021 г., когда Европа вышла из отопительного сезона с минимальными запасами газа в подземных хранилищах (ПХГ) после холодной зимы 2020-2021 гг.
Период закачки газа в ПХГ выдался нестабильным из-за погодных условий, причем это было обусловлено как резкими похолоданиями, так и аномальной жарой.
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в этой ситуации показали себя как нестабильный вид генерации, что подстегнуло спрос на традиционные энергоносители - нефть, уголь, газ, а также на энергию АЭС.
Производители сжиженного природного газа (СПГ) переориентировали поставки на другие рынки, в т.ч. премиальный азиатский рынок и в Южную Америку, где цены на газ росли из-за засухи и снижения выработки ГЭС.
В сложившейся ситуации Газпром не вывел на рынок дополнительные объемы газа, соблюдая условия контрактов, но не более того.
В августе ситуация осложнилась из-за пожара на заводе по подготовке конденсата к транспорту (ЗПКТ) в г. Новый Уренгой, расположенном в том же газотранспортном коридоре, что и магистральный газопровод (МГП) Ямал - Европа, что дестабилизировало объем поставок.
А с началом нового газового года поставки газа по МГП Ямал - Европа снизились в 3 раза.
Также Газпром не стремится выкупать дополнительные транзитные мощности украинской газотранспортной системы (ГТС), ограничиваясь лишь небольшими закупками сверх объемов по долгосрочному транзитному контракту.
С августа 2021 г. цены на газ в Европе начали последовательно бить рекорды, превысив сначала 585 долл. США/1000 м3 (середина августа), 600 долл. США/1000 м3 (конец августа), 700 долл. США/1000 м3 (10 сентября), 800 долл. США/1000 м3 (14 сентября), 1000 долл. США/1000 м3 (28 сентября), 1400 долл. США/1000 м3 (5 октября).
Комментируя ситуацию в Европе, 5 октября 2021 г. президент РФ В. Путин заявил, что на энергетических рынках Европы наблюдается истерика и неразбериха, причиной которых стали несбалансированные решения, спекуляции на проблемах климата и сокращение инвестиций в добывающие отрасли.
Европейские политики и западные СМИ в сложившейся ситуации нашли другого виноватого, обвиняя Газпром в оппортунизме и использовании высоких цен, чтобы получить разрешение на запуск МГП Северный поток-2 до одобрения регулирующих органов Германии и ЕС.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Д. Песков неоднократно говорил, что вопрос поставок газа слишком политизирован, Россия выполняет контрактные обязательства, а скачки цен на бирже газа не имеют отношения к российским поставкам, поскольку спотовые цены на газ не влияют на цены на трубный газ.