Об этом говорится в проекте генсхемы развития нефтяной отрасли промышленности России на период до 2035 г., подготовленном Минэнерго РФ, информация о которой появилась в СМИ.
Подробности генеральной схемы развития нефтегаза РФ:
Добыча
- в 2020 г. добыча без газового конденсата составила 476,4 млн т/год.
- в 2021 г. добыча нефти вырастет до 478 млн т/год с учетом существующих ограничений в рамках Венского соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи;
- без учета Венского соглашения ОПЕК+ :
- в 2021 г. - 494 - 520 млн т/год,
- в 2022 г. - 490 - 522 млн т/год.
- в 2028-2029 гг. случится пик добычи нефти в объеме 504 - 590 млн т/год;
- к 2035 г. добыча упадет до 414 - 494 млн т/год;
- в случае продления соглашения ОПЕК+ достижение пика добычи может быть сдвинуто вперед по времени;
- все рассматриваемые сценарии основаны на потенциальных производственных мощностях нефтегаза России, а не на ожидаемом спросе.
Капитальные вложения
- до 2027 г. включительно будет рост капложений, после чего начнется их медленное снижение.
- за 5 лет: 2021 - 2025 гг. совокупные капзатраты составят 6,31 - 8,23 трлн руб.
- за 10 лет: 2026 - 2035 гг.- 14,61 - 19,02 трлн руб.
Запасы нефти
- в 2021 - 2035 г. запасы вырастут на 10,4 млрд т;
- среднегодовой прирост запасов будет опережать уровень добычи нефти в 1,2 раза.
- основные районы прироста запасов останутся Западно-Сибирская, Лено -Тунгусская, Прикаспийская, Тимано-Печорская и Волго-Уральская нефтегазоносные провинции (НГП).
- все большая доля прироста запасов будет связана с освоением месторождений на континентальном шельфе.
- на арктическом шельфе, ввиду его низкой изученности, существует наибольшая вероятность открытия уникальных месторождений нефти.
Рентабельность запасов нефти
- в ходе инвентаризации месторождений нефти:
- было изучено 60% от текущих технологически извлекаемых запасов,
- из них рентабельными оказались 36% - 64% запасов нефти в зависимости от используемого макроэкономического сценария,
- высказана необходимость дополнительного стимулирования ввода нерентабельных запасов для поддержания текущих уровней добычи.
- изучение месторождений должно было завершиться в 2020 г., однако ее сроки были перенесены на 2021 г. из-за изменения макропараметров в результате пандемии COVID-19.
- из списка инвентаризации был исключен ряд месторождений со специальными налоговыми режимами:
- СРП,
- НДД,
- Самотлорское месторождение,
- Приобское месторождение,
- малые месторождения.
- в списке инвентаризации осталось 352 месторождения с суммарными технологически извлекаемыми запасами нефти 17,2 млрд т или 60% от текущих технологически извлекаемых запасов РФ.
Изменения глобального энергетического рынка
Основные параметры изменения:- переход к низкоуглеродной экономике;
- соответствующее снижение спроса на углеводороды.
- мировое потребление нефти достигнет пика в течение 10-15 лет в связи с изменениями, происходящими в секторе автомобильного транспорта;
- снижение потребления нефтепродуктов в сегменте автомобильного транспорта:
- внесет основной вклад в замедление темпов роста мирового потребления нефти,
- может привести к достижению мирового пика спроса на нефть уже в ближайшие 10-15 лет,
- потребление нефтепродуктов в автомобильном секторе в 2020 г. сократилось до 38,1 млн барр./сутки из-за ограничений на передвижение, введенных для препятствования распространению коронавирусной инфекции COVID-19, хотя данный сегмент продолжил преобладать в общей структуре потребления.
- не исключено, что негативное воздействие пандемии COVID-19 для мирового потребления нефти может сохраняться до 2023-2024 гг.
- процесс декарбонизации мировой экономики может привести к более быстрому наступлению пика потребления нефти и снижению потребности в ее импорте.
- нефтяная промышленность РФ будет испытывать нарастающее воздействие климатической и экологической политики, в т.ч. введения в ЕС после 2025 г. трансграничного углеродного регулирования импорта углеводородов:
- это может привести к дополнительным затратам при экспорте российской нефти;
- снизит ее конкурентоспособность на европейском рынке,
- существует риск, что углеродное регулирование импорта жидких углеводородов до 2035 г. может быть введено и в других странах мира;
- возрастут риски кредитования новых нефтедобывающих проектов со стороны международных и европейских финансовых институтов в части ужесточения условий, увеличение стоимости и числа отказов;
- нефтегазу РФ необходимо готовиться к переходу мирового рынка нефти в состояние долгосрочной стагнации или снижения спроса, что будет способствовать:
- усилению международной конкуренции за рынки сбыта,
- снижению инвестиционной привлекательности нефтяной отрасли промышленности.
- появляется необходимость ускоренной монетизации не только нефтяных запасов, но и ресурсов.
- целесообразным считается поддержание:
- высоких объемов экспорта нефти из-за ожидаемой стабилизации первичной переработки внутри страны и ограниченного потенциала роста внешнего спроса на нефтепродукты РФ, особенно топочный мазут и моторное топливо,
- высоких объемов экспорта на запад и восток, в связи с растущей конкуренцией с производителями из других регионов.
- предполагается, что экспорт нефти остается наиболее экономически эффективным способом монетизации нефтяных ресурсов России.
Прогноз мировых цен на нефть
- цены на нефть до 2025 г. могут колебаться в диапазоне 50 - 75 долл. США/барр.
- стоимость нефти сорта Brent:
- в 2025 г. - 68 долл. США/барр.,
- в 2030 г. - 70 долл. США/барр.,
- в 2035 г. - 73 долл. США/барр.
- 2040 г. - 71 долл. США/барр.
- сохранение цен на уровне 50-60 долл. США/барр. и выше:
- при условии если будет сохраняться регулирование добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК+,
- будет задано низким уровнем инвестиций в добычные активы в 2020-2022 гг.
Генеральная схема вызывает уважение.
Но другой схема быть не могла в условиях важности нефтегаза для властей РФ.Но есть и вопросы с точки зрения мировой экономики:
- зачем увеличивать экспорт нефти в условиях заката ее топливного потребления? Это все равно что развивать производство механических наручных часов в условиях часовой цифровизации;
- зачем констатировать ожидаемую стабилизацию первичной нефтепереработки внутри страны, не предлагая ее увеличивать?
- появляется необходимость ускоренной монетизации не только нефтяных запасов, но и ресурсов.
Это приятный способ и относительно нетрудный для властей способ наполнения бюджета по ряду известных причин:
- довольно развитая отрасль промышленности;
- высокая концентрация позволяет легко контролировать добычу и денежные потоки;
- большой экспортный денежный поток;
- нефть - это добываемое полезное ископаемое, которое не нужно модернизировать, как произведенный товар.
Основные усилия власти уже сейчас, действительно, концентрируют на оптимизации экспорта нефти, начиная борьбу вводимым в ЕС с в 2023 г. углеродным налогом.