Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.
Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.
Нефтегазовая игла
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.
В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.
Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.
Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:
- от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
- от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
- от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).
Причины, можно сказать, объективные:
- падение цен на нефть,
- снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК+,
- снижение объемов экспорта природного газа,
- пандемия коронавируса.
Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).
В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.
Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:
- повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
- введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
- введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.
Это ниже прогнозируемого общего объема доходов на 1 871,4 млрд. руб. (9,1%).
Ненефтегазовые доходы увеличились на 417,1 млрд. руб., или на 3,2%.
Рост ненефтегазовых доходов, очевидно, не компенсирует падение нефтегазовых доходов бюджета РФ.
Справочно
Базовые показатели бюджета России на 2020 г:
- 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
- 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
- 3% - уровень инфляции;
- 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
- 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
- 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
- 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
- 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
- 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
- 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
- более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
- 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
- ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина