Об этом вице-премьер РФ А. Новак доложил в ходе видеосовещания президента РФ В. Путина с членами правительства РФ 9 декабря 2020 г.
Основной темой совещания, организованного в режиме видеоконференцсвязи, стало развитие отдельных высокотехнологичных направлений.
Но впереди очередная прямая линия Президента, которая пройдет в видеоформате.
Некоторые вопросы могли быть сняты в результате видеосовещания у президента, поэтому поговорили обо всем:
- о соглашении ОПЕК+;
- о готовности энергетики к зиме;
- о ситуации в Приморье, о, как сказал Е. Зиничев, событии, которое началось 18 ноября;
- об итогах сельхозгода в РФ по основным культурам;
- об 11 ключевых высокотехнологичных направлениях - это
- технологии искусственного интеллекта,
- 4 цифровые технологии,
- мобильные сети связи 5 поколения,
- интернет-вещей,
- технологии распределенных реестров,
- квантовые технологии:
- квантовые вычисления,
- квантовые коммуникации,
- квантовая сенсорика;
- технологии нового поколения микроэлектроники и новых материалов и веществ, две технологии связаны с энергией, создание новых и портативных источников энергии и передачи электроэнергии распределённых интеллектуальных систем,
- перспективные космические системы,
- генетические технологии.
О работе России с партнерами по Венскому соглашению ОПЕК+
В начале совещания А. Новак поведал о работе России с партнерами по Венскому соглашению ОПЕК+ об ограничении добычи нефти.В. Путин отметил, что данное направление для России является важнейшим, а от развития ситуации с ценообразованием на мировых рынках многое зависит и внутри страны.
3 декабря 2020 г. в ходе министерской встречи ОПЕК+ было принято решение о постепенном смягчении ограничений по добыче:
- договорились об отказе от единовременного повышения добычи на 2 млн барр./сутки с 1 января 2021 г., предусмотренного изначальной версией соглашения.
- было согласовано постепенное восстановление добычи в течение 1го квартала 2021 г:
- с 1 января 2021 г. добыча будет увеличена на 500 тыс. барр./сутки,
- далее ограничения по добыче будут корректироваться ежемесячно, но не более чем на 500 тыс. барр./сутки.
- срок компенсации избыточной добычи, допущенной рядом стран ОПЕК+ в предыдущие месяцы, истекающий в декабре 2020 г., продлен до марта 2021 г.
- от предложений по увеличению добычи на 2 млн барр./сутки
- до предложений по продлению действующих уровней соглашения на 1 квартал и даже на полгода.
Мировой спрос на нефть уже частично восстановился, а благодаря соглашению ОПЕК+ цены на нефть были стабилизированы в предсказуемом диапазоне.
Такая ситуация полностью соответствует интересам России.
Тезисы от А. Новака:
- соглашение ОПЕК+ позволило стабилизировать цены на нефть в предсказуемом диапазоне,
- за период действия Соглашения цена на нефть составляет в среднем 40 - 45 долл. США/барр, а сегодня - 48-49 долл. США/барр., тогда как в апреле, ставшем самым сложным месяцем, средняя цена составила 26,6 долл. США/барр.,
- мировой спрос на нефть частично восстановился,
- относительно пандемических минимумов объем восстановления составил 15-17 млн барр./сутки,
- сокращение от докризисного уровня сейчас составляет лишь 6-7 млн барр./сутки,
- новый подход с ежемесячными встречами министров позволяет принимать более точные и взвешенные решения, чтобы учесть ситуацию на рынке и постепенно восстанавливать добычу, не допускать перегрева и перепроизводства рынка,
- нужно продолжать работать в рамках соглашения,
- следующая встреча - 4 января 2021 г, чтобы определиться с совместными действиями начиная с февраля 2021 г.
- в январе 2021 г. РФ сможет увеличить добычу еще на 125 тыс. барр./сутки, а с учетом роста на 500 тыс. барр./сутки в августе 2020 г, общий объем увеличения добычи относительно максимального уровня сокращения в России с 1 января 2021 г. составит 625 тыс. барр./сутки, т.е. добыча будет восстановлена на 31%,
- страны, не входящие в ОПЕК+ (Канада, Норвегия, Бразилия и др.), на фоне восстановления спроса начали активизироваться относительно инвестиций и добычи,
- необходимо продолжить мониторинг ситуации на рынке, принимать правильные решения для стабилизации рынка, в 1ю очередь, в интересах РФ;
- влияющий на рынок нефти позитив:
- видим сокращение остатков нефти, которые были перепроизведены в весной 2020 г. С июля сокращение от средних 5-летних значений - около 100 млн барр/сутки.
- восстановление ключевых биржевые индексов составило 10 - 30 %
- завершение активной фазы выборов в США,
- анонсирование 3х вакцин крупнейших фармкомпаний дополнительно к российским;
- в странах АТР также растет импорт нефти на 2 - 2,5 % YoY.
- негатив:
- ограничительные меры, которые введены странами по борьбе со 2й волной пандемии;
- по сравнению с летним периодом сейчас существенно ниже коммерческие авиаперевозки, они составляют 60 % от докризисного уровня;
- автомобильная активность населения в зимний период существенно ниже, чем в летний период, когда резкое было восстановление. Но это все равно значительно выше, чем в период кризиса, в весенний период.
- предложения по формированию российской позиции вместе с Александром Валентиновичем готовил Минфин;
- предсказуемость, стабильность нефтяных цен на мировых рынках - это самое главное решение из того, что удалось достичь коллегам, по регулированию нефтяных цен;
- базовая цена на нефть на 2021 г. Минфином заложена в размере чуть больше 43 долл США/баррель;
- озвученные решения позволят нам исполнить доходную часть бюджета в части базовых и нефтяных цен и, может быть, пополнить Фонд национального благосостояния (ФНБ), который мы используем для финансирования структурных проектов.
- предсказуемость на рынке нефти - это одно из важных условий: финансовой стабильности, обеспечения бюджета и ФНБ ресурсами.
О готовности энергетики к зиме
Тезисы Н.Шульгинова:
- подготовка проведена в штатном режиме,
- затраты компаний на подготовку к зиме - 300 млрд рублей,
- план ремонта выполнен в полном объеме,
- запасы топлива на объектах энергетики обеспечены компаниями с превышением установленных нормативов,
- северный завоз сформирован;
- 96 % объектов энергетики получили паспорта готовности. Остальные объекты - на контроле Минэнерго;
- с началом ОЗП (осенне-зимнего периода) с 1 октября 2020 г. по 8 дек. 2020 г. произошло 1041 аварийное отключение;
- наибольшее влияние на потребителя оказывают аварии, связанные с воздействием неблагоприятных погодных условий. За этот период произошло 8 таких событий с массовыми отключениями, в тч массовые нарушения энергоснабжения из-за ледяного дождя 19 - 22 ноября на территории Приморского края:
- Приморский край в очередной раз столкнулся с опасными природными явлениями в дополнение к 2 тайфунам, которые прошли по территории края в сентябре;
- природные условия выходят за рамки, на которые рассчитывается техническая система
- механические нагрузки на линии в связи с налипанием льда вместе с ветровым напором кратно превышали расчетные;
- пострадала не только энергетическая инфраструктура, но и объекты ЖКХ, транспортные объекты, кабельно-линейные сооружения связи. Были сложности с логистикой, которые отразились на времени восстановительных работ;
- восстановлением занимались более 300 работников электросетей и порядка 120 ед. спецтехники. Были мобилизованы бригады, техника, аварийный запас соседних регионов, из других компаний;
- был задействован 51 источник резервного энергоснабжения большой мощности, доставлены дополнительные 60 резервных источников электроснабжения: 10 большой мощности (8 доставлены авиатехникой из г. Москвы), 50 малой мощности;
- электро- и теплоснабжение всех потребителей функционирующих объектов жизнеобеспечения восстановлено, продолжаются работы по полному восстановлению повреждений инфраструктуры для восстановления до нормальной схемы. Работа будет продолжена до конца года.
- анализ хода ликвидации ЧС в Приморье выявил:
- недостатки на начальной стадии организации работ;
- проблемы накопленного износа распределительных сетей,
- зафиксирована технологическая организационная неспособность небольших региональных сетевых компаний обеспечить надежную эксплуатацию и оперативное устранение восстановления сетевого хозяйства;
- проведение дополнительных работ по повышению уровня надежности решается всегда в рамках региональных программ модернизации повышения надежности электроснабжения. Такая программа на сегодняшний день разработана в Приморском крае, объем финансирования - 12 миллиардов рублей, реализация программы, начиная с закупок для работ в 2021 г, уже началась;
- подобные программы сформированы и реализуются на территориях Архангельска, Мурманска, Новгородской, Псковской, Тверской областей и в республиках Северного Кавказа;
- небольшие региональные сетевые компании недофинансируют работу по техническому обслуживанию и ППР, имеют ограниченный запас резервов, есть неготовность персонала и техники;
- считаю необходимым рассматривать вопрос передачи таких активов крупной сетевой компании в регионах.
- только в Приморском крае 33 такие сетевые организации. Будут пересмотрены и разработаны единые подходы по нормированию объема определения мест хранения аварийного запаса;
- весь резерв ДГУ (дизель-генераторных установок) был направлен на подключение больниц, объектов тепло- и водоснабжения. 71 из них оставлены на местах размещения до окончания ОЗП.
О ключевых высокотехнологичных направлениях
Тезисы А. Белоусова:- практически по всем высокотехнологичным направлениям отобраны технологические партнеры Правительства, с ними заключены партнерские соглашения, определяющие обязанности сторон;
- список партнеров Правительства:
- Сбер и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) - искусственный интеллект;
- Ростех:
- интернет вещей;
- технология распределенных реестров;
- квантовые сенсоры;
- микроэлектроника;
- совместно Ростелекомом - мобильные сети связи 5 поколения;
- Росатом:
- квантовые вычисления,
- технология новых материалов и веществ,
- Россети - технология передачи электрической энергии и распределенных интеллектуальных энергосистем,
- РЖД - квантовые коммуникации,
- Ростелеком - сети 5G,
- Роснефть - генетические технологии,
- Роскосмос - перспективные космические системы.
-
реализуются 10 «дорожных карт» либо планов мероприятий, по 9 направлениям в компаниях - Партнерах созданы специализированные центры компетенций;
-
на реализацию утвержденных «дорожных карт» в 2020 - 2024 гг. предусмотрен прочти 1 трлн рублей:
- 477 млрд рублей бюджетного финансирования;
- почти 477 млрд рублей предусмотрели Партнеры собственного финансирования;
- около 452 млрд руб привлеченного финансирования. То есть суммарно это почти один триллион рублей;
- это без учета привлечения частных денег помимо компаний-лидеров. Особая надежда на компетенции ВЭБа по формированию синдицированных кредитов в инновационной сфере и цифровизации.
- А. Белоусов - общий контроль;
- Д. Чернышенко - искусственный интеллект, связь 5 поколения;
- Д. Мантуров - новые поколения микроэлектроники и создание ЭКБ.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина