Об этом 9 октября 2020 г. в ходе выступления на итоговой коллегии Минтранса РФ заявил глава министерства Е. Дитрих.
Основными тенденциями 2020 г. в мировой транспортной отрасли стали сжатие внешнего и внутреннего спроса на транспортные услуги, закрытие границ, падение мировых рынков сырья и снижение производственной активности компаний.
Россия не осталась в стороне от этих тенденций, что привело к:
- снижению грузовых перевозок в 2020 г. к уровню 2019 г. на уровне 5-6%,
- падению в пассажирском секторе объемов перевозок и пассажирооборота за январь-август 2020 г. соответственно на 30% и 46%,
- снижению объемов перевозок на воздушном транспорте за 8 месяцев 2020 г. на внутренних линиях на 30% и на 75% на международных линиях из-за закрытия границ,
- сокращению пассажиропотока аэропортов практически в 2 раза.
Правительством РФ были оперативно разработаны антикризисные планы.
Принят комплекс системных, а также секторальных мер господдержки финансового характера, включая льготные кредиты, отсрочки налоговых и страховых платежей.
Из федерального бюджета предусмотрены субсидии на компенсацию российским авиакомпаниям и аэропортам текущих расходов в результате падения объема перевозок в общем объеме 36 млрд руб.
Это позволило стабилизировать финансовое состояние предприятий и обеспечить спрос на перевозки во внутреннем сообщении в период снятия ограничений.
В июле-августе 2020 г. на внутренних авиалиниях объемы перевозок практически восстановлены за счет развития внутреннего туризма и курортных программ.
Российская авиация по темпам восстановления внутренних перевозок стала первой в мире, но в целом ситуация на воздушном транспорте остается сложной.
Ожидается, что по итогам 2020 г. российские авиакомпании перевезут 60 млн пассажиров, что более чем в 2 раза меньше рекордных 128,1 млн, перевезенных в 2019 г.
Продолжается развитие инфраструктуры воздушного транспорта - к концу 2020 г. будут введены в эксплуатацию 10 объектов в 8 аэропортах.
На железнодорожном транспорте пик падения пришелся на апрель-май.
В дальнем следовании в мае 2020 перевезена всего 1/5 часть от параметров 2019 г., снижение пассажиропотока достигло 80,3%.
Были отменены все международные поезда, сокращено и внутреннее сообщение, как в дальнем следовании, так и в пригородном.
Объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте за 8 месяцев текущего года снизился на 4%.
Несмотря на кризис строительство продолжается - в 2020 г. планируется к вводу в эксплуатацию 400 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, в основном, на Восточном полигоне и подходах к Азово-Черноморскому бассейну.
Для реализации инвестиционной программы компанией РЖД были выпущены бессрочные облигации на сумму 370 млрд руб., что стало первым подобным опытом для России.
Объем перевалки грузов в морских портах РФ за январь-август 2020 г. снизился на 2,5%.
Это обусловлено высокой волатильностью биржевых цен на энергоносители и общемировым снижением потребления топлива.
Тем не менее, развитие портовой инфраструктуры продолжается и по итогам 2020 г. производственные мощности российских портов увеличатся на 27 млн т.
Учитывая текущую ситуацию с коронавирусом, восстановление транспортной работы в полном объеме в 2020 г. не ожидается.
Выход транспортной отрасли на траекторию устойчивого роста возможен к концу 2021 г.
Автор: Е. Алифирова