Об этом президент РФ В. Путин заявил 23 сентября 2020 г. в ходе встречи в Кремле с членами Совета Федерации РФ после 1го заседания верхней палаты Федерального Собрания в рамках осенней сессии.
Тезисы от В. Путина:
- если в 2011 г. доходы от углеводородов составляли 50% всех доходов бюджета, то в 2021 г. их доля снизится до 1/3,
- соответственно доля ненефтегазовых доходов возрастет почти до 70%,
- на такой уровень устойчивости бюджетной системы Россия выходит впервые в современной истории,
- в настоящее время нет критической зависимости экономики России от колебаний нефтяных котировок,
- это основной источник поступлений - поступления от углеводородов - но такой критической зависимости от колебаний на глобальных рынках, конечно, уже нет,
- не все проблемы решены, определенные дисбалансы сохраняются,
- но очевидна тенденция: структура российской экономики постепенно, может быть, медленнее, чем хотелось бы, но меняется в нужную сторону,
- все более значимую роль играют несырьевые отрасли, новые, высокотехнологичные сектора.
Согласно данным Минфина РФ, за 2019 г. доходы федерального бюджета выросли на 3,7% и составили 20,2 трлн руб.
При этом нефтегазовые доходы бюджета снизились на 12%, до 7,4 трлн руб., тогда как ненефтегазовые доходы - выросли на 17,5%, до 11,0 трлн руб.
Доля нефтегазовых доходов в структуре бюджета снизилась с 51,3% в 2012 г. до 40,0% в 2019 г., тогда как доля ненефтегазовых доходов увеличилась с 48,7% до 59,5%.
На данные 2019 г. повлияла ситуация на нефтяном рынке, где уже в течение нескольких лет наблюдались признаки снижения спроса на нефть в условиях замедления темпов роста мировой экономики.
Однако прежняя динамика не шла ни в какое сравнение с обвалом спроса, вызванным пандемией COVID-19.
Тем не менее, В. Путин уже давал понять, что пик проблем в экономике уже пройден.
Основные макроэкономические показатели демонстрируют стабильность, инфляция ожидается на уровне 3,4%-3,41%, восстанавливаются цены на нефть, создается дополнительная подушка безопасности.
Падение ВВП РФ в 2020 г., по оценкам российских специалистов, составит 5-6%, а восстановления российской экономики следует ожидать уже в 2021 г.
Выступая перед сенаторами В. Путин остановился на стимулирующей роли фискальной системы для структурного обновления экономики.
Так, в целом удалось снизить налоговую нагрузку для ненефтегазового сектора экономики, причем не только за счет 2-кратного сокращения страховых взносов для малого и среднего бизнеса до 15%, но и, например, за счет снижения налогов для ИТ-отрасли.
Для таких предприятий страховые взносы были снижены с 14% до 7,6%, а налог на прибыль - с 20% до 3%.
При этом налоговая нагрузка на сверхдоходы, прежде всего в сырьевых отраслях, напротив, возросла.
Также запланирован рост налоговой нагрузки на сверхдоходы физических лиц - с 1 января 2020 г. с суммы дохода граждан, превышающей 5 млн руб./год, будет взиматься повышенный НДФЛ в размере 15%.
Говоря о проекте бюджета на 2021 г., В. Путин отметил, что в приоритетном порядке будут профинансированы программы, напрямую определяющие качество жизни людей, включая социальные гарантии, демографические меры, помощь семьям с детьми, а также проекты инфраструктурного, пространственного развития страны, укрепления ее образовательного, научного, технологического потенциала.
Так, в 2021 г. в полной мере заработают 17 научных центров мирового уровня, которые объединяют вузы и научные организации Северо-Запада, Центральной России, Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Эти центры будут вести исследования по ключевым направлениям научно-технологического развития, таким как математика, генетика, медицина, микроэлектроника и новые материалы, цифровые технологии и искусственный интеллект, новая энергетика и экология, освоение космоса, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Также В. Путин остановился на вопросах экологического благополучия.
В 2021 г. расходы по нацпроекту в сфере экологии будут увеличены почти на 50%.
В целом за 3 года из федерального бюджета на охрану окружающей среды впервые будет направлен 1 трлн руб.
Эти средства пойдут на развитие инфраструктуры, обращение с твердыми коммунальными отходами, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление рек, озер, на охрану и восстановление лесов.
Будет продолжено финансирование работ по ликвидации свалок на территориях городов и объектов, накопленного экологического вреда.
В т.ч. в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства на ликвидацию опасных объектов старого химического производства в г. Усолье-Сибирское Иркутской области.
Автор: Е. Алифирова