USD 96.9483

+0.84

EUR 106.4175

+0.73

Brent 76.78

+0.06

Природный газ 2.646

0

3 мин
...

Самый большой шок со времен Второй мировой войны: МЭА оценило влияние коронавируса на энергетический рынок

МЭА считает, что пока еще слишком рано говорить о долгосрочных последствиях, но энергетическая отрасль, которая выйдет из этого кризиса, будет существенно отличаться от той, что была раньше

Самый большой шок со времен Второй мировой войны: МЭА оценило влияние коронавируса на энергетический рынок

Москва, 1 мая - ИА Neftegaz.RU. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, парализовавшая большинство экономик мира, стала самым большим шоком для мирового энергетического рынка со времен Второй мировой войны.
Об этом говорится в ежегодном обзоре Global Energy Review-2020, представленном Международным энергетическим агентством (МЭА) 30 апреля 2020 г.

Масштаб катастрофы
В связи с пандемией COVID-19, в 2020 г. спрос на энергоносители в мире снизится на 6%, что в 7 раз больше, чем во время кризиса 2008 г.
В абсолютном значении падение является беспрецедентным и по объему будет сопоставимо с энергопотреблением Индии, - 3го по величине рынка в мире.
Наибольшее снижение спроса придется на развитые страны, где спад составит 9%.
Например, ожидается, что в США спрос упадет на 9%, в странах ЕС - на 11%.

При этом на мировом энергетическом рынке сохраняется высокая степень неопределенности.
В своем обзоре МЭА исходит из результатов анализа реальных данных по более чем 100 дням с начала 2020 г., но ситуация меняется слишком быстро.
Прогнозы по спросу энергоносители МЭА основывает на предположениях о том, что ограничения, введенные во всем мире в ответ на пандемию, будут постепенно ослаблены в ближайшие месяцы в большинстве стран, что будет сопровождаться постепенным экономическим восстановлением.
Окончательный эффект пандемии COVID-19 на спрос можно будет оценить только после завершения карантинных режимов.
На текущий момент каждый месяц ограничительных мер снижает мировой спрос на энергоносители на 1,5%.

Что и как пострадает
Изменения в использовании электроэнергии из-за время ограничительных мер той или иной степени жесткости, действующих в большинстве стран мира, привели к значительному снижению общего спроса на электроэнергию.
При этом уровни потребления и структура потребления в будние дни выглядят так же, как и в воскресные дни до кризиса.
Спрос на электроэнергию, как ожидается, снизится на 5% в 2020 г., что будет самым большим падением со времен Великой Депрессии в 1930х гг.

В структуре потребления энергии наиболее сильно спрос в 2020 г. упадет на уголь, хотя в той или иной степени снижение затронет почти на все основные виды виды энергоносителей.
Спрос на уголь в мире в 2020 г. снизится на 8%, спрос на газ упадет на 5%.
После своего пика в 2018 г. угольная генерация сократится в 2020 г. более чем на 10%.
Падение спроса на природный газ будет самым масштабным с тех пор, как во второй половине 20го века спрос на этот энергоноситель последовательно рос.
Масштабное влияние кризиса на спрос на нефть МЭА уже анализировало в своем отчете по рынку нефти, спрогнозировав падение глобального спроса на нефть в мире в 2020 г. на рекордные 9,3 млн барр./сутки по сравнению с 2019 г., даже если ограничения на передвижения будут сняты во 2м полугодии 2020 г.
Во 2м полугодии 2020 г. МЭА осторожно ожидает плавного восстановления спроса на нефть, однако показатель будет на 23,1 млн барр./сутки ниже уровня 2019 г.
В декабре 2020 г. спрос будет на 2,7 млн барр./сутки ниже уровня аналогичного периода 2019 г.

Исключением станут лишь возобновляемые источники энергии (ВИЭ), генерация на которых может показать рост на 5% в 2020 г.
Ограничительные меры, направленные на сдерживание COVID-19, привели к заметному росту использования альтернативных, низкоуглеродных источников генерации, включая ветер, солнце, гидро- и атомную энергетику.
Впервые обогнав уголь в 2019 г., ВИЭ в условиях кризиса могут упрочить свое лидерство.
В 2020 г. доля ВИЭ в выработке электроэнергии может достичь 40%, на 6 п.п. опередив уголь.
Рост веса ВИЭ также приведет к снижению доли газа в электрогенерации на 3 п.п., до минимального с 2001 г. уровня.
Уголь и природный газ окажутся зажатыми между низким общим спросом на электроэнергию и увеличением производства электроэнергии из ВИЭ.

При этом МЭА осторожно намекает на то, что большинство ВИЭ слабо подходят для маневрирования, отмечая, что необходимы большие инвестиции и более разумная политика для обеспечения безопасности поставок электроэнергии.
Атомная энергетика, способная к маневрированию и являющаяся весомым источником низкоуглеродной электроэнергии, тем не менее, покажет в 2020 г. снижение на 3% от рекордного максимума, достигнутого в 2019 г.

ВИЭ вне энергетического сектора развиваются менее успешно.
Так, глобальный спрос на биотопливо значительно сократится в 2020 г. на фоне ограничений на перевозки и поездки, что негативно отражается на всех сегментах топливного рынка и смешанных видах топлива в частности.

Чуть-чуть позитива
Падение спроса на углеводороды в 2020 г. приведет к рекордному снижению выбросов СО2 - на 8%.
Это будет самое большое когда-либо зарегистрированное снижение выбросов - почти в 6 раз больше, чем предыдущее рекордное падение на 400 млн т в 2009 г., вызванное глобальным финансовым кризисом.
Более никаких позитивных сигналов для рынка МЭА не дает.
Глава МЭА Ф. Бироль отметил, что пока еще слишком рано говорить о долгосрочных последствиях, но энергетическая отрасль, которая выйдет из этого кризиса, будет существенно отличаться от той, что была раньше.

Автор: Е. Алифирова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram