Об этом бодро заявил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков.
Тезисы Д. Пескова:
Нефть
- весьма неприятная ценовая конъюнктура, в этом плане можно согласиться;
- это катастрофа для России, - наверное, с этим нельзя согласиться в среднесрочной перспективе, потому что неоднократно заявляли и наш президент, и наше правительство о том, что у нас имеется солидный запас прочности, который обеспечит возможность выполнения всех социальных обязательств, планов развития и так далее;
- бывали времена, когда цена была еще ниже. Главное сейчас, что вряд ли кто-то возьмется прогнозировать конъюнктуру международных нефтяных цен на перспективу через 1 год, через 2 или 3. Даже если кто-то возьмется прогнозировать, вряд ли эти прогнозы будут сколько-нибудь точными.
- клеить такие ярлыки на основе 3-4-дневной динамики - непрофессионально по меньшей мере;
- это спровоцировано и неблагоприятной мировой конъюнктурой, и тем самым идеальным штормом в мировой экономике и эмоциональными последствиями. Да, это, к сожалению, реальность, но вы видите, что принимаются энергичные меры и нашим регулятором, и правительством;
- приходит период стабильности, потому что макроэкономические параметры позволяют с уверенностью говорить, что волатильность сменится стабильностью.
- Россия ни с кем никаких войн не ведет, и мы исходим из заявлений королевской семьи о том, что Саудовская Аравия тоже не ведет ценовых войн;
- бюджет РФ посчитан по 42 долл. США/барр. Текущая цена - для нас неблагоприятная, но подушка безопасности есть, она когда нужно будет включится. И в краткосрочной, и среднесрочной перспективе ничего страшного не происходит;
- до того как этот триггер в виде коронавируса спровоцировал этот идеальный шторм, налицо была тенденция к сокращению мирового потребления нефти. Это факт, это не относится к категории прогнозов. Это констатация. Поэтому когда на эту тенденцию наоборот придет динамика повышательная, будем смотреть, мониторить;
- никаких войн ценовых между Россией и Саудовской Аравией нет. Есть неблагоприятная для многих стран ценовая конъюнктура, которая спровоцирована, мы уже говорили об этих факторах. У нас с Саудовской Аравией хорошие отношения, партнерские, и мы не думаем, что кто-то в эти отношения должен вмешиваться.
- сообщения о санкциях - это весеннее обострение, спровоцированным коронавирусом, у страдающих русофобией.
Это своеобразный ответ Д. Пескова на мнение различных граждан России.
19 марта 2020 г. совладелец ЛУКОЙЛа Л. Федун, грозя перстом, предупреждал:
- цена на нефть, которая накануне впервые за 17 лет опустилась ниже 25 долл. США/баррель, является катастрофической для России.
- падение цен на нефть приведет к войне на истощение между Россией и Саудовской Аравией, от которой выиграют США,
- будет падение реальных доходов россиян.
- Министр энергетики А. Новак на совещании у премьер-министра М. Мишустина заверил, что российская нефтяная индустрия обладает достаточным запасом финансовой прочности, чтобы оставаться конкурентоспособной при любом прогнозируемом уровне цен, а также сохранять свою долю на рынке.
- Министр финансов А. Силуанов сообщил, что резервов РФ хватит на 3 года при падении цен на нефть до 25-30 долл. США/барр.
В 2014 г. была проведена скрытая девальвация рубля с 35 руб/долл США до 60 руб/долл США, когда цена на нефть опустилась со 100 долл США/ барр до 60 долл США/барр.
Бюджет удалось тогда наполнить обесценившимися рублями.
Тогда у граждан были средства, и они даже побежали в магазины покупать еще не подорожавшие товары народного потребления.
Сейчас накоплений у граждан практически нет, и власти остерегаются резко обесценивать рубль.
Если рубль преодолеет психологический уровень 100 руб/долл США, то, вероятно, не все граждане останутся спокойными.
Впрочем, граждане России - более терпеливые, чем дети пустыни.
В 2014 г. саудитам не удалось выдавить конкурентов с рынка, хотя ситуация была такая же: безудержный рост добычи саудовской нефти - гигантский дебит скважин позволяет саудитам быстро наращивать добычу нефти.
Но тогда стремительное падение ЗВР вынудило королевскую семью срочно вернуть добычу на докризисный уровень, чтобы снизить падение золото-валютных резервов на фоне снижения уровня жизни своих граждан.
Так что оптимизм Д. Пескова может быть оправдан.
Если саудиты одумаются, конечно.
В 2015 г. 8% опрошенных читателей Neftegaz.RU считали, что падение цен на нефть - это инструмент давления не только на Россию?
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина