EIA: Китай в 2019 г. нарастил импорт нефти практически на 10%, перспективы на 2020 г. туманны
Влияние вспышки COVID-19 на экономику и транспортный сектор Китая продолжится, отразившись на импорте нефти Китаем и внутреннем потреблении во 2-м квартале 2020 г.
Об этом свидетельствуют данные отчета Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), опубликованного 18 марта 2020 г.
Рост экспорта обусловлен увеличением добычи нефти, расширением внутренней инфраструктуры и ростом мирового спроса на легкие сорта нефти с низким содержанием серы.
Не обошлось и без эксцессов - в марте 2019 г. азиатские покупатели начали отказываться от американской нефти из-за содержания в ней затрудняющих переработку примесей.
Проблема была связана с тем, что для транспортировки сланцевой нефти из нефтедобывающих регионов США до экспортных терминалов используется сложная система магистральных нефтепроводов (МНП) и нефтехранилищ, что создает повышенные риски загрязнения сырья во время транспортировки и хранения.
Нефть оказалась загрязнена остатками других видов сырья, химикатами, используемыми для очистки резервуаров или стабилизации углеводородов.
Однако загрязненные партии нефти были лишь единичными и массовой проблемой они не стали.
Число экспортных направлений для американской нефти в 2019 г. выросло на 3 и достигло 44 в общей сложности.
Самым крупным покупателем нефти из США была Канада, которая приобретала в 2019 г. 459 тыс. барр./сутки, что составляет 15% в структуре экспорта нефти из США.
На 2м месте была Южная Корея с объемом закупок 426 тыс. барр./сутки с долей 14%.
На фоне торгового конфликта между США и Китаем, 1й шаг к урегулированию которого был сделан лишь в начале 2020 г., доля Китая в структуре экспорта нефти из США существенно снизилась.
В 2018 г. Китай стал 3м по величине потребителем экспортируемой из США нефти.
Причем в 1м полугодии 2018 г. Китай вообще являлся крупнейшим импортером нефти из США, покупая 389 тыс. барр./сутки нефти, но уже во 2м полугодии объемы закупок на фоне торгового конфликта сократились до 77 тыс. барр./сутки.
В 2019 г. Китай сместился на 7ю позицию в списке крупнейших покупателей американской нефти, импортируя из США в среднем 133 тыс. барр./сутки, что почти на 100 тыс. барр./сутки (на 57%) меньше, чем в 2018 г.
По данным EIA, крупнейшим поставщиком нефти в Китай из числа стран вне ОПЕК в 2019 г. стала Россия, которая в среднем поставляла в Китай 1,6 млн барр./сутки нефти, занимая долю в 15% в китайском импорте нефти.
В целом по данным EIA, в 2019 г. Китай нарастил импорт нефти практически на 10% по сравнению с 2018 г., до 10,1 млн барр./сутки.
Это рост обусловлен увеличением мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Китае на 1 млн барр./сутки, накопление стратегических запасов и остающийся стабильной с 2012 г., несмотря на предпринимаемые усилия, внутренняя добыча.
С начала 2020 г. ситуация с поставками нефти в Китай существенно меняется.
Благодаря заключенной в январе 1й части торгового соглашения, США рассчитывали увеличить поставки в Китай товаров и услуг, включая нефть.
Так, в 2020-2021 гг. Китай должен увеличить объем импорта энергоносителей из США на 52,4 млд долл. США (на 18,5 млрд долл. США в 2020 г. и на 33,9 млрд долл. США в 2021 г.) по сравнению с 2017 г.
Учитывая, что в 2017 г. США экспортировали в Китай энергоносители на сумму 8,4 млрд долл. США, в т.ч. нефть - на 4,3 млрд долл. США, то в 2020 г. Китай должен увеличить свой энергетический импорт из США более чем в 2 раза с базового уровня 2017 г.
Однако распространение коронавирусной инфекции COVID-19, парализовавшее экономику Китая в январе-феврале 2020 г., уже привело к сокращению импорта нефти Китаем.
Влияние этого фактора уже испытала Россия, сократившая экспорт нефти в Китай в январе 2020 г. на 36% в годовом выражении, а в феврале - на 35%.
По оценкам EIA, внутреннее потребление топлива Китая в 1м квартале 2020 г. составило в среднем 13,9 млн барр./сутки, что на 0,6 млн барр./сутки меньше показателя 1го квартала 2019 г.
Снижение произошло в результате мер правительства КНР, связанных со сдерживанием распространения COVID-19.
EIA ожидает, что влияние вспышки на экономику и транспортный сектор продолжится и скажется на импорте нефти Китаем, запуске новых НПЗ и внутреннем потреблении во 2м квартале 2020 г.
Автор: Е. Алифирова