Об этом сообщил Reuters 16 марта 2020 г.
Стоимость перевозки нефти на танкерах Suezmax, которые могут вместить около 1 млн баррелей нефти, в некоторых случаях выросли в 10 раз на фоне нехватки крупнейших нефтеналивных танкеров типоразмера VLCC, которые способны перевозить до 2 млн барр. нефти.
Супертанкеров на рынке уже не осталось, т.к. они все были забронированы в течение буквально 1 недели в начале марта.
Только за 10 марта Bahri арендовала 9 VLCC, чтобы загрузить уже в конце марта 2020 г. более 20 млн баррелей нефти.
Это уже привело к космическому росту стоимости фрахта:
- построенный в 2016 г. VLCC Agios Fanourios Bahri поставила на маршрут Персидский залив - Красное море за почти 132 680 долл США/сутки;
- построенный в 2012 г. VLCC Boston по тому же маршруту - 197 500 долл США/сутки;
- построенный в 2017 г. VLCC Agios Sostis, построенный в 2013 г. VLCC Dalian, построенный в 2009 г. VLCC Front Kathrine, построенный в 2016 г. VLCC Agio Fanourios, и построенные в 2013 г. VLCC Spirit и DHT Panther 2013 г. - со средней ставкой фрахта - 132 000 - 134 000 долл США/сутки. 3 VLCC зафрахтованы для разгрузки в портах Мексиканского залива в США, 2 VLCC - для разгрузки в Красном море, 1 VLCC - для Южной Кореи.
Национальная судоходная компания Саудовской Аравии, Бахри (Bahri) - дочка Saudi Aramco, похоже, скоро станет намного богаче: она уже задействовала 24 танкера типа VLCC на фоне лихорадки заказов на поставку сырой нефти клиентам, поскольку Саудовская Аравия сдержала обещание увеличить добычу нефти и снизить цены, чтобы занять рынки.
По данным shipbrokers, стоимость доставки сырой нефти по Суэцкому каналу из ближневосточного залива в Индию подскочила 13 марта 2020 г. до 200 тыс. долл. США/сутки, хотя еще в начале марта 2020 г. она стоила около 20 тыс. долл. США/сутки.
Ставки фрахта VLCC с Ближнего Востока в Китай выросли до 265 тыс. долл. США/сутки 16 марта 2020 г., по сравнению с примерно 30 тыс. долл. США/сутки в начале марта 2020 г.
В последний раз танкерные ставки VLCC росли в октябре 2019 г. до 300 тыс долл США/сутки на фоне введения США санкций в отношении подразделений китайского судоходного гиганта COSCO.
Однако сейчас ситуация все же иная: аппетит к фактическому бронированию судов на этих почти рекордных уровнях настолько высок, что предложение изо всех сил пытается идти в ногу со спросом.
Отсутствие доступных VLCC также привело к необычному увеличению числа нефтеналивных танкеров Suezmax, плавающих в Китай.
Только за последние несколько дней было забронировано 10 таких танкеров – это немало.
Примечательно также и то, что лихорадочный спрос происходит на фоне все более мрачных глобальных экономических перспектив и замедления спроса на топливо из-за пандемии коронавируса.
Напомним, Саудовская Аравия начала ценовую войну после провала переговоров по нефтяной сделке ОПЕК+ с Россией.
В отличие от России, добыча нефти в которой работает на полную мощность, Саудовская Аравия может быстро увеличить добычу нефти.
Обещание во вторник поставить еще 2,5 млн. барр/сутки принесло бы на рынок 12 млн. барр/сутки.
Saudi Aramco анонсировала рост поставок до рекордных 12,3 млн барр/сутки в апреле 2020 г., что на 300 тыс. барр/сутки больше, чем текущие максимальные производственные мощности, в явной попытке наказать Россию и вытеснить с рынка сланцевую нефть из США.
Автор: А. Никитина, О. Бахтина