Об этом замминистра энергетики РФ П. Сорокин рассказал в интервью Reuters 11 марта 2020 г.
Срыв договоренностей стран ОПЕК и не-ОПЕК по поводу продления соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти 6 марта 2020 г. привел к тому, что с 1 апреля 2020 г. ограничения прекращают действовать.
Россия, Саудовская Аравия, Ирак, Нигерия и ряд др. стран уже объявили о готовности как минимум восстановить объемы добычи или нарастить до исторических максимумов.
На фоне давления со стороны распространения коронавируса на спрос на нефть и высокого уровня запасов, цена на нефть сорта Brent обвалилась до 30 долл. США/барр.
Позднее цены немного восстановились, но паника на рынке удерживает нефтяные цены на крайне низких отметках.
Президент США Д. Трамп обвинил в падении рынков Россию и Саудовскую Аравию, спорящих по поводу цены и уровня добычи нефти.
Заявление о готовности наращивать добычу рынок расценил как развязывание ценовых войн.
Российские власти демонстрируют спокойствие и уверенность в том, что российская экономика справится с ситуацией.
Президент РФ В. Путин высказал уверенность в том, что Россия достойно пройдет период волатильности цен на нефть и курса рубля, экономика страны будет укрепляться, а важнейшие отрасли будут более мощными и конкурентоспособными,
Глава Минэнерго РФ А. Новак заявил, что восстановление цен на нефть займет несколько месяцев, а российская нефтяная отрасль обладает достаточным запасом финансовой прочности, чтобы оставаться конкурентоспособной при любом прогнозируемом уровне цен.
П. Сорокин обрисовал ситуацию более предметно.
Тезисы от П. Сорокина:
- Россия ни с кем не ведет ценовой войны и выступает исключительно за стабильный рынок,
- российские производители нефти при текущей цене чувствуют себя достаточно уверенно,
- Минэнерго РФ ожидает восстановления цен на нефть до 40-45 долл. США/барр. во 2м полугодии 2020 г.,
- цены на нефть продолжат расти в 2021 г. и достигнут отметки в 45-50 долл. США/барр, если не будет никаких неожиданных факторов,
- цена в 45-50 долл. США/барр. является справедливой и обеспечит восполнение добычи,
- себестоимость добычи в России находится на уровне 9-20 долл. США/барр.,
- цена нефти в 45-55 долл. США/барр. позволит России реализовывать проекты в Арктике,
- в процессе принятия находится пакет достаточно обширных мер поддержки развития Арктики, это очень долгосрочные проекты.
Также П. Сорокин прокомментировал срыв соглашения ОПЕК+ 6 марта 2020 г. и ситуацию на рынке в целом.
Напомним, что причиной срыва договоренностей стало расхождение позиций России и ОПЕК во главе с Саудовской Аравией по поводу необходимости дополнительного сокращения добычи.
Саудовская Аравия настаивала на том, чтобы соглашение было продлено на весь 2020 г. с дополнительным сокращением на 1,5 млн барр./сутки.
Россия предлагала просто продлить соглашение до конца 2020 г. с действующим до конца 31 марта 2020 г. сокращением добычи на 1,7 млн барр./сутки по сравнению с октябрем 2018 г.
По словам П. Сорокина, ОПЕК просила Россию сократить добычу еще на 300 тыс. барр./сутки в дополнение к тем 300 тыс. барр./сутки, на которые была сокращена российская добыча с 1 января 2020 г.
Решение России о выходе из соглашения не было эмоциональным или навязанным, оно было подкреплено прагматичным и обоснованным расчетом.
Реализовать дополнительное сокращения для России было бы технически очень сложно, кроме того, каждое сокращение несет в себе дополнительные риски дестабилизации рынка.
П. Сорокин пояснил, что неправильно урезать добычу сырья, когда падение спроса не достигло дна.
В этом случае можно оказаться в ситуации замкнутого круга, когда, в ответ на сокращение добычи нефть сначала отскакивает немного, а затем снова падает в связи с продолжающимся падением спроса.
Просчитанные сценарии показали, что при усилении сокращения рано или поздно все равно цены на нефть опустились до 40 долл. США/барр. и ниже.
В 2020 г. рост спроса на нефть может быть 0-вым из-за коронавируса, несмотря на то, что ранее прогнозировался рост почти на 1 млн барр./сутки.
Многое будет зависеть от того, насколько сильным будет психологический эффект, вызванный распространением коронавируса.
Автор: Е. Алифирова